(04-10-2018 01:41:51 отредактировано DCorvus)

Тема: 111-351 "Аист" 1998

В мае 2018 после перерыва в 6 лет решил обзавестись велосипедом. Для начала нужно было относительно дешевое и утилитарное средство передвижения, повышенной надежности. Эталоном для меня был дедов "Урал", на котором в недалеком детстве я ездил на рыбалку по проселку. Катал я и на "Спутнике", но на момент покупки этот вариант почему-то не рассматривал.

Итак, за 5 тысяч рублей без торга был куплен 111-351 "Аист" 1998г, с хранения в неотапливаемом сарае с текущей крышей.

Сразу отмеченные плюсы:
- Комплектация зеркалом, фарой, динамкой, насосом.
- Похож на Урал по утилитарности, хоть геометрия и немного другая.
Минусы:
- Странная сварная вилка без короны, вместо шильдика и надписи - наклейки. Налицо технологический упадок.
- Ржавчина пятнами на хроме. Немного, но почти на всех деталях. Кроме звонка.
- Седло с протертостями.
- Кривой багажник, весь в окислах.

Фото в день покупки:
111-351 "Аист" 1998

Велосипед был привезен и немедленно полностью разобран и собран с проведением следующих мероприятий:
- Сняты и заброшены за шкаф багажник (крайне некрасив и сидит криво, с завалом назад) и динамка (красива, но не нужна).
- Пока что сняты крылья, т.к. по низу много ржавчины, фара и некоторые другие не сильно важные детали.
- Керосином отмыта вся смазка типа "пластилин" (обе втулки, каретка, рулевая) и заменена на свежий Литол. Заменю на молибденовую синюю в следующий раз.
- Ржавь с хрома стерта алюминиевой фольгой по WD40.
- Рама изнутри задута Мовилем, обода изнутри под ободные ленты - тоже. Часть потом выдавило сквозь ниппели спиц, с ободов оттирать было неприятно.
- Уложены новые ободные ленты, задняя - с домоткой изолентой. Заменены камеры, на Шрадер (были разные).
- Цепь промыта с WD-40 и смазана И20 (каплю на каждый пин).
- Звонок смазан И20.

Ура, можно ездить с сыном на покатушки, а не бегать.
111-351 "Аист" 1998

Re: 111-351 "Аист" 1998

В процессе переборки обнаружил странности:
- Во втулке переднего колеса слева 11 шаров, а справа 10. Усмирил в себе перфекциониста, забил.
- Задний обод, в отличие от переднего, усилен наваркой изнутри. Практически двойной стальной обод. Тяжеленный! Если кто в курсе зачем это сделано, ответьте пожалуйста! Может поставили обод от тележки поста газосварщика? Фото после затирки ржавчины фольгой. Потом в полость тоже мовиля задул, до вытекания.
111-351 "Аист" 1998

Re: 111-351 "Аист" 1998

За летний сезон приключилось следующее:
- Крылья оттер по той же методе, снизу задул битумным лаком "Антигравий". Знаю, что к хрому он почти не липнет, но важнее защитить те места, где хрома нет. Установил.
- У коллекционера купил задний катафот ХВЗ. Не оригинальная комплектация, будет, конечно, но уж очень он сюда просится.
111-351 "Аист" 1998
- В катафот засунул яркий красный светодиод, а в родную фару - белый. В бардачке спрятал сборку из двух аккумуляторов 18650, платы для их зарядки, включателя и пары балластных резисторов. Пятно света фары собрал приклеиванием изнутри дополнительной пластиковой линзочки. Основное пятно, почему-то, получилось прямоугольное, комфортного размера и целиком на асфальте.
- Из запасов достал второй бардачок и повесил под седло, переложил туда ключи и масленку.
- Накачал заднюю покрышку до 3 атмосфер. Она потерпела пару недель, а потом дала небольшую "грыжу" и начала поддавать под задницу при быстрой езде по ровному асфальту. Заменил на аналогичную рисунком и размером Wandersmann 723. Надо было сразу и на переднее брать, т.к. они потом внезапно кончились во всех магазинах. Новую покрышку можно до 4 атмосфер качать, что радует.
111-351 "Аист" 1998
- Купил и прикрутил передний тормоз. Тросик купил новый, чтоб заправить в рычаг пришлось точить рашпилем цилиндрик. По стали тормозит, конечно, так себе, но слезать на ходу стало удобно.
- Обнаружил, что "торпедо" скрипит на всю улицу при резком торможении. Разобрал, вытер с рабочих поверхностей литол и залил 3 мл моторного масла. Помогло.
- На покатушках подруга не вписалась в поворот и разбила зеркало img/ak . Неспешно ищу новое, подходящее по стилю.
- Из подручных материалов сделал детское сидение для трехлетней дочки. Надо будет изготовить постоянную подушку из кожзама и применить гайки-барашки для удобства монтажа-демонтажа.
111-351 "Аист" 1998
- Купил подседел от Камы, т.к. не хватало пары сантиметров ростовки родного. Заодно и седло взял от нее, аналогичное моему, и, увы, не в лучшем состоянии.
Теперь иногда катаю на работу  img/be , 20 км туда-обратно, часть маршрута по Кузьминскому лесопарку. Задумываюсь о чуть более скоростном агрегате, СШ или подобном. И гараже, чтоб все это добро хранить. Аист у меня живет в подъезде, там нашелся закуток, куда он влезает, никому не мешая. Жена тоже прониклась, ростовка Аиста ей подходит, но уж очень он тяжелый. Со всем барахлом кил 20, наверное, весит. Взял ей бирюзового Спутника 1989 года, в примерно аналогичном состоянии, готовить уже к следующему сезону. Скорее всего, в варианте сингла с червячной втулкой и 35-37 мм покрышками на родных ободах.

Re: 111-351 "Аист" 1998

DCorvus пишет:

- Задний обод, в отличие от переднего, усилен наваркой изнутри. Практически двойной стальной обод. Тяжеленный! Если кто в курсе зачем это сделано, ответьте пожалуйста! Может поставили обод от тележки поста газосварщика? Фото после затирки ржавчины фольгой.

Я такой же обод купил в 2016 году в Крыму. Отерстия, видимо, для вентиляции полости.

Re: 111-351 "Аист" 1998

DCorvus пишет:

Задний обод, в отличие от переднего, усилен наваркой изнутри.

Різні конструкції ободів типу "швелер".

Re: 111-351 "Аист" 1998

Превед, земляк!
Ага, поди знай, чей Вы земляк  img/bj
ГОРОД В ПРОФИЛЕ НАПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. Вас дважды просили при регистрации.
______________________

Коомплектация заготовки просто соответствует магазинной тех лет. В отличие от продукции того времени остальных бывших советских заводов, это вполне похоже на велосипед. Только собран, как попалдо, но железо везде нормальное. Я даже 2002 года на ноги ставил - ничего не менял, но каждую фигнюшку пришлось приводить в порядокк и правильно собирать.

В целом, вполне себе классический дорожник, в отличие от других сварных монстров тех лет.

Первая работа должна быть (после полной разборки) - контроль и приведение в порядок геометрии https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=105

Седло, если честно, самое неудачное из советских образцов. Называется "поролон на лопате". Со временем поищите кожаное на пружинах - они идеальны для таких велов.

DCorvus пишет:

заменена на свежий Литол.

img/bs

DCorvus пишет:

Заменю на молибденовую синюю в следующий раз.

Нононо! Вам эту дурь на авторынке посоветовали?  img/bj  img/bj
Остановитесь на Литоле, не портьте узлы и не выглядите технически безграмотным  img/ag https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=899#p899

DCorvus пишет:

Цепь промыта с WD-40 и смазана И20 (каплю на каждый пин).

Правильно, но.. Откройте для себя https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=7

Обод обычный советского образца. Лента фигурно сварена в два короба и скручена в колесо.

Передний тормоз - хвалю. Он хоть и паршивенький, но я тоже на дорожнике с таким езжу и оченнь доволен. Только у Вас ручка бодается https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=2093#p2093 - там в середине поста про это,  и лучше ставить передний тормоз слева. А то возьмёте у друга ашан с дисковой гидравликой и чебурехнетесь при торможении   img/ag

Подседел - тоже очень правильно сделали, что советский длинный добыли.

Открывайте для себя потихоньку наши наработки - их полный форум.

Вот одна из базовых наук  https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=53
Вот ещё большая https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=30 img/ag

DCorvus пишет:

Ура, можно ездить с сыном на покатушки, а не бегать.

С Поехалом!  img/kefir

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: 111-351 "Аист" 1998

Огромное спасибо всем ответившим! Особенно про обод, я просто ни разу такого безобразия в руках не держал. На Урале был алюминиевый швеллер, что благотворно сказывалось на работе переднего тормоза.
Про город: премного извиняюсь, я вписал город и имя при настройке профиля, но то ли не нажал кнопку, то ли какой-то сбой соединения был.
Про железо: на подседельной трубе есть сквозная дырка неизвестного происхождения, плюс кое-где краска облезла. Так как вел живет под крышей и активно не ржавеет, срочно красить не планирую. К следующему сезону - возможно. Цвет устраивает, у меня "Спутник" бордовый раньше был. Геометрию рамы проверил при покупке по мере своих знаний о типичных косяках (лобовой удар с гнутием вилки и верхней трубы, кривые или выпадавшие перья), тут все ок.
Седло: для моих целей удобное даже в текущем кривом виде. Можно найти ретро-покрышку на шнуровке и набить под нее поролон подходящей жесткости... Или b17 купить сразу?))
Литол: встречал мнение, что литол нынче уже не тот и лучше использовать современные консистентные смазки. Хотя я понимаю, что на тех скоростях, на которых работают велоподшипники, разницы будет минимум. Возможно, стоит поискать Литол в более ответственном месте, чем ближайший авторазвал, чтоб на упаковке был ГОСТ, а не ТУ, номер партии, и т.п. способствующие качеству надписи.
Цепь: так я ее даже с рамы не снимал, мыл в бутылке со срезанным верхом. Про парафин прочитал на этом форуме неделю назад, при случае займусь. И съемник куплю.
Тормоз: я вполне сознательно повесил рычаг "не по канону", т.к., передний справа был на всех моих велах, включая "Спутник", и не я его там переворачивал. Привычка образовалась. Ну и на мотоциклах передний тоже всегда справа. Правой рукой проще давить сильно и точно одновременно. В общем, вроде, куча плюсов у этого варианта, а стандарт - наоборот. Допустимо ли вешать справа рычаг переднего тормоза, когда он единственный?
Вокруг оси покручу, по идее от высоты ручки и размера лапы удобство хвата тоже зависит. Надо экспериментировать!

Еще вспомнил:
- В каретке отсутствует контргайка, из-за чего каждые 10-20 км возникал едва заметный ногами люфт, приходилось слезать-подтягивать. Раз 5 подтянул (с минимальным усилием, чтоб чашку не испортить), потом перестала откручиваться.
- Там же неплотно сидят пыльники. Подмотал черной изоленты под них.
- При переборе Торпеды обнаружилось лишнее второе маленькое стопорное колечко, так и не понял куда его там ставить и даже - куда его могли запихнуть  при сборке, чтоб оно там ничему не мешало. На взрыв-схемах из интернета только одно маленькое колечко. В общем, чудеса какие-то.

Re: 111-351 "Аист" 1998

DCorvus, Цепь должна быть с замком, поэтому выжимка - излишество. Если замка нет - покупайте.

Контргайку для каретки можно и китайскую использовать вроде как. При том количестве витков разница в резьбах незаметная.

Литол используйте любой, лишь бы не солидол, хотя и его можно, если в закромах имеется.  img/ag

"Ненавижу, когда все шагают в ногу одинаково стриженые, одинаково одетые, с одинаковыми мыслями в одинаково пустых головах" (С) Кий.

Re: 111-351 "Аист" 1998

kisa пишет:

DCorvus пишет:

    Заменю на молибденовую синюю в следующий раз.

Нононо! Вам эту дурь на авторынке посоветовали?

Мне какую-то синюю велосмазку Саша с Куренёвки советовал img/ab вот уж от него не ожидал.

Добавлено: 04-10-2018 14:03:49

DCorvus пишет:

И съемник куплю.

А что, замка на цепи нет? На дорожниках должен быть. Разве что потерялся и склепали без него...

Горец: "Украина" 111-441 (короткая) 1990 года с планетаркой Nexus-3
Ветерок: "Старт-шоссе" 1986 года
Лимузин (в проекте): "Украина" В-134 1975 года
Спутник В-39 1969 г. (заготовка под легкий быстрый туринг)

Re: 111-351 "Аист" 1998

Замок на месте, просто я его готовить не умею, не приходилось пока что. img/bk  Буду учиться.

Re: 111-351 "Аист" 1998

Так там вроде ничего сложного - замочек разрезом сзади должен располагаться. Подцепляете тонкой отверткой верхнюю половинку, приподнимаете ее над задним пином. Теперь замочек можно провернуть вниз, нижняя половинка тоже сойдет с пина. Затем проталкиваете замок вперед по переднему пину и всё спокойно вылазит.
Делал так. Может есть и другие варианты.

зам. ученика подмастерья.

Re: 111-351 "Аист" 1998

Юрий, замки разные бывают... Может у коллеги не такой.

Re: 111-351 "Аист" 1998

DCorvus пишет:

При переборе Торпеды обнаружилось лишнее второе маленькое стопорное колечко

Первое
111-351 "Аист" 1998
Второе
111-351 "Аист" 1998


Картинки отсюда

Re: 111-351 "Аист" 1998

^  Все так, но колечки эти все разного размера. У меня при сборке оказалось два одинаковых маленьких, побольше, и самое большое - от звезды. Некоторое время чувствовал себя идиотом, потом прошло)

Re: 111-351 "Аист" 1998

Предыдущий владелец втулки случайно оставил лишнее стопорное кольцо.

Или аналогично случаю, описанному в рассказике "Маузер Папанина".  img/ag

"Ненавижу, когда все шагают в ногу одинаково стриженые, одинаково одетые, с одинаковыми мыслями в одинаково пустых головах" (С) Кий.