Тема: Велосипеды Кама/Салют/Универсал
Данная тема возникла из обсуждения Салютов и "салютообразных" велосипедов 70-х..80-х годов ХХ века, распространенных на территории СССР. Так, как их конструкции были во многом схожи между собой, несмотря на то, что производство велось разными заводами, исследования на эту тему проводим здесь.
В общем речь идет примерно о таких шинокопытных средствах передвижения
В Советском Союзе, в конце 60-х, самом начале 70-х годов выбор велосипедов был довольно ограничен. Если исключить из рассмотрения детские и подростковые велосипеды, то по сути, выбор мог быть лишь между дорожниками на 622 колесах с закрытой или открытой рамой, и велосипедами спортивно-туристического направления производства ХВЗ. Учитывая, что в 60-е годы в городах и поселках страны массово строились многоквартирные жилые дома, которые позже назовут "хрущевками", квартиры которых практически не имеют подсобных площадей, пригодных для хранения крупногабаритной техники, встал вопрос о расширении модельного ряда производимых для населения велосипедов. В европейских странах, к тому моменту, уже появились многочисленные конструкции относительно компактных велосипедов с хребтовой открытой рамой, имеющие уменьшенные колеса, а также в ряде модификаций механизмы, позволяющие оперативно сложить или разделить раму для перевозки в багажнике легкового автомобиля, или хранения.
По некоторым непроверенным данным, первым отечественным велосипедом подобного типа стала Десна-2 Жуковского велозавода, являющаяся переработкой одной из моделей европейских компактных велосипедов с 20" колесами. Но по настоятельной просьбе организаторов, мы ограничимся в данной теме рассмотрением довольно интересного унифицированного семейства отечественных велосипедов с хребтовой рамой, колеса которых выросли где-то внутри бывшего патефонного завода №260 Министерства оборонной промышленности, более известного в нашем сообществе, как Пермский велосипедный завод.
В первой половине 70-х в Перми был разработан "унифицированный" модельный ряд велосипедов, включавший в себя компактный велосипед на 20" колесах, известный под торговой маркой "Кама", универсальный велосипед на 24" (533мм) колесах с торговой маркой "Скиф", и позже, к ним добавился "переросток" на 28" колесах от обычного дорожника с названием "Универсал".
Кама — была успешно освоена в крупносерийном производстве Пермским велозаводом к середине 70-х годов. А вот Скиф, предлагаемый сразу в двух вариантах, как складной велосипед, и его удешевленный вариант без механизма складывания, выпускался в довольно скромных количествах, несмотря на довольно высокий спрос у населения. В силу ряда причин, увеличить масштабы производства Скифа в Перми, похоже оказалось невозможно, и в рамках отраслевой кооперации предприятий Миноборонпрома, производство велосипедов на 533-х колесах было передано на вновь организованное в Йошкар-Оле предприятие — фактически филиал Йошкар-Олинского механического завода, специализированный на выпуске товаров народного потребления (ТНП), более известный у нас по своему последнему названию, полученному уже в 90-е годы, как Йошкар-Олинский велосипедный завод (ЙОВЗ). В силу действовавших в то время внутренних правил использования товарных марок предприятий, от названия "Скиф" отказались, и за велосипедами из Йошкар-Олы была закреплена торговая марка "Салют". Пермский завод, тем не менее, некоторое время продолжал выпуск "люксовой" модификации "Скифа" под названием "Пермь". Пермь — отличалась от Скифа и Салюта обилием хромированных деталей, и наличием электрооборудования в качестве опции.
Производство в Йошкар-Оле, изначально планировалось, как массовое (в середине 80-х выпуск Салютов на ЙОМЗ составлял более полумиллиона велосипедов в год), и с широким использованием внутриотраслевой кооперации. Цеха ТНП ЙОМЗ в какой-то мере "опередили время", т.к. являлись фактически отдельным сборочным предприятием внутри основного завода, получавшим готовые узлы с других предприятий, оставляя за собой лишь сварку рамы, окраску, комплектацию колес и окончательную сборку изделий.
"Универсал" на 28" колесах появился намного позднее своих "родственников", и представлял собой "Пермь" несколько увеличенную в размерах, и использующую стандартные колеса с шинами 40-622, "заимствованные" у дорожника Урал. Универсал, производился в 80-е годы Пермским заводом в относительно небольших количествах, поэтому на сегодняшний день является достаточно редким видом двухколесного транспорта.
Все три велосипеда семейства исходно имели очень высокую степень унификации, и отличались в основном только геометрическими размерами рамы и колесами. У Камы, в силу особенностей компоновки, стержень руля был изогнутым, и не унифицирован с другими моделями семейства. Первоначально, похоже все велосипеды имели модификации с механизмом складывания и без него, но в реальности большая часть выпущенных велосипедов являются "складничками" с довольно мощным литым узлом складывания на правую сторону. Без узла складывания в Перми выпускалась часть Скифов. В Йошкар-Оле первыми были собраны "упрощенные" Салюты без узла складывания, и их производство продолжалось все время, но составляло достаточно небольшой процент от общей массы выпущенных велосипедов. Универсалы, насколько мне известно, без узла складывания не встречаются, а вот насчет Камы без узла складывания существуют разные мнения. Возможно когда-то была изготовлена небольшая партия упрощенных Кам, но как правило в наши дни встречаются лишь переделки из складничков, у которых по разным причинам был удален узел складывания.
Принадлежность торговых марок конкретным заводам на данный момент выглядит следующим образом:
20" складной унифицированный велосипед "Кама" — Пермский велозавод
24" (533) складной/нескладной унифицированный велосипед "Скиф" — Пермский велозавод
24" (533) складной/нескладной унифицированный велосипед в исполнении "люкс" "Пермь" — Пермский велозавод
28" складной унифицированный велосипед "Универсал" — Пермский велозавод
24" (533) нескладной/складной унифицированный велосипед "Салют/Салют-С" — Йошкар-Олинский механический завод
24" (533/507) нескладной/складной унифицированный велосипед "Таир/Альтаир" — Йошкар-Олинский механический завод
24" (507) складной велосипед ERVI/Mari El — поздние модификации Альтаира с использованием национальных названий — Йошкар-Олинский велозавод
В скобках указал используемые посадочные диаметры шин для 24", т.к. дюймовое обозначение не всегда однозначно показывает реальные размеры колеса. Колеса и покрышки с общепринятым посадочным диаметром 24"/507мм стали использовать в Йошкар-Оле для комплектации велосипедов после 1992г. До этого использовались колеса и покрышки размерности 24"х1"1/2 с посадочным диаметром 533мм.
Как-то так...