Дополнительная информация.
Свидетельства, опыт, слухи. Опровержения.
***
Личное наблюдение. Очень часто в наше время «спецзаказы» приходят со следами ремонта.
Или трескаются вскоре после приобретения, особенно — при попытках дать им настоящую спортивную нагрузку. Происходит это с ними гораздо чаще, чем с массовыми «Старт-Шоссе» или древними «Чемпионами» В-551. Несмотря на массовый уровень и почтенный возраст, сравнительно недорогие шоссеры доживают до наших дней в добром здравии. А дорогие (как тогда, так и сейчас на рынке б/у) и вдвое-втрое младшие «спецзаказы» трескаются. Любой коллега, более-менее давно занимающийся нашим делом, без труда припомнит несколько случаев треснутых, или уже ремонтированных «спецзаказов». И наврядли легко вспомнит подобные дефекты у дешёвых «Старт-Шоссе». Подчёркиваю: речь не о последствиях ударов и других аварий, или косяков в эксплуатации и хранении. Речь об усталостных поломках, когда нет никаких вмятин, искривлений и других последствий ударов и т.п. Просто трещины на ровном месте идеально выглядящей рамы.
Основная причина видится в том, что практически все такие велосипеды всю свою предыдущую активную жизнь провели под спортсменами непоследнего разбора. Эти машины постоянно «вязали узлами» на пределе их возможностей. А это (а не годы, как полагают далёкие от техники люди) как раз и провоцирует усталость металла.
«Старт-шоссе» же, во-первых, поступали в розничную торговлю (а значит — многие из них приходят к нам после частных владельцев), во-вторых, даже в секциях ходили под менее сильными спортсменами. Часто — под детьми и подростками. В таких условиях скорее возможны характерные последствия аварий, но никак не усталости металла.
На встрече Р.И Воронцов (я ещё буду сылаться на материалы той встречи, в конце есть несколько урезанное видео) упоминал о нередко невыдержанных тепловых режимах — перегреве — при пайке рам СЗ. Это провоцирует трещины труб около узлов. Также говорилось об излишне тонких стенках кареточного узла. Кроме того, «крутая» резьба итальянского стандарта — М36 (в случае её применения под итальянскую каретку)— делает стенки кареточной трубы, рассчитанной на М35, ещё более тонкими (кстати, при создании «Тахиона» этот момент учтён и исправлен).
Автору попадались «спецзаказы» с трещинами рулевых стаканов, обычно — по кромке узла (на фото выше сравнительно молодая машина 1994 г), корпуса каретки (обычно — где-то в районе между подседельной трубой и задними перьями), подседельной трубы у входа в каретку, верха задних стоек — прямо поперёк овальной накладки оформления их законцовок типа «игла шприца».
***
Получается, выбирая себе В-552И, нужно стремиться найти как можно более новую машину, точнее — как можно меньше ездившую. Ориентиром может служить относительно свежий вид, и заводская окраска без следов долгой активной жизни.
Коллега Serg-999, много лет серьёзно занимавшийся велоспортом, начиная со второй половины 1970-х годов, в личном разговоре подтвердил версию усталостных трещин из-за продолжительной эксплуатации сильными спортсменами. При покупке он рекомендовал отдавать предпочтение «тренерским» машинам. Дело в том, что тренеры, которые уже толком не выступали и всерьёз не тренировались сами, всё-таки стремились заполучить себе именно «Спецзаказы». На которых они степенно разъезжали вдоль колонны молодых.
***
Несколько слов о желаемом и действительном в книгах, о чём говорилось выше, а также о материалах по другим источникам.
В книгах сазано, что на В-552И положены редуцированные («тянутые», «баттированные») спицы. Что-то не попадались.
По слухам, под заказ могли попадаться колёса с меньшим количеством спиц. Реально живьём приходилось видеть новенькие, явно ХВЗшные обода на 28 спиц, и б/у втулки СЗ на 32 спицы в Интернете.
В книге «Справочник велосипедиста» 1976 г честно сказано, что рама изготовлена из легированных труб. Без уточнений. А вот в «Гоночных велосипедах» 1988 г указывается сталь 30ХМА — т. е. хроммолибденовая, «хромоль».
Также ходят слухи о трубах «Рейнольдс», которые якобы могут попадаться на «спецзаказах».
Снова обратимся к упомянутой встрече с Реджинальдом Ивановичем. Оказалось, что СЗ в его бытность работы в КБ ХВЗ (до ЦКТБ — это конец 1970-х годов) изготавливали из труб той же стали, что и «Старт-Шоссе» — 30ХГСА, «хромансиль». Это не очень плохо, но вот так… Ваш покорный слуга подумал, что Р.И. оговорися, и громко переспросил из зала:
— Может быть 30ХМА?
— Нет, именно 30ХГСА, «хромансиль» шла на «спецзаказы».
Кстати, вопреки распространённому «мнению» эти трубы были не никопольскими, а днепропетровскими — известно из того же источника.
Кроме того, тогда был упомянут некий запас труб «Рейнольдс», державшийся в Харькове на особые случаи, остатки которого вырабатывали и ХВЗ на «спецзаказы» и опытное производство ЦКТБ на какие-то свои машины. Этот момент вошёл в видео о встрече. Там же вскользь упоминается о том, что наши рамы паялись именно серебром — это же подтверждает и опыт автора при ремонте рам и СЗ и даже «Старт-Шоссе».
***
Из полунадёжных источников (Виталики с Куренёвки — совсем отбрасывать нельзя) есть версия, что «настоящие», заказные «спецзаказы» были крашены чуть ли не веником, а более ширпотребные, которые здесь названы «стоковыми» — красились красиво и облепливались деколями. Также Виталикам в молодости попадались новые рамы СЗ очень высокого качества, но покрытые только грунтовкой. Грунтовка эта (хитрая какая-то) с трудом снималась при ремонте, но на тех трубах другая грунтовка нормально не держалась. Т.е. их можно было надёжно покрасить только по той хитрой грунтовке.
_________________________________
Мой гаражМастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.