Тема: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Когда мы сталкиваемся с велосипепедами, о которых эти слова img/ag , у многих из нас в голове возникает примерно такая каша, как в названии этой темы. И примерно в таком же «порядке» img/ap . Каких только диких извращённых вымыслов про эти слова, и их толкований не услышишь в Сети img/as

Причиной этого прискорбного явления есть тот факт, что любое из этих слов можно отнести минимум к двум разным моделям img/bj
Давайте разберёмся в т. н. шоссейных «спецзаказах» ХВЗ и велосипедах, которые с ними путают то по виду, то по названию, то по номеру модели. Попутно приплетая велосипеды другой «фирмы».

ХВЗ и ЦКТБ - разные фирмы!

Во-первых, следует различать две разные конторы, обе из которых img/ag находились в г. Харькове.
«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?


1. ХВЗ — Харьковский Велосипедный Завод имени Г. Петровского. Ведёт свою историю с 1920-х гг. Имел собственное КБ (конструкторское бюро) и огромные производственные мощности. Завод проектировал и выпускал множество моделей велосипедов, с которыми можно ознакомиться в соседней теме.

Ближе к концу первого поста по ссылке  представлены гоночные модели, о некоторых из которых мы и поговорим здесь подробнее.

2. ЦКТБ Велостроения. В Википедии некий анонимный гений авторитетно перепутал его с вышеупомянутым КБ велозавода. На самом деле, это совсем другая организация всесоюзного масштаба. В отличие от ХВЗ, представлявшем собой огромные производственные мощности с заводским КБ при нём, работавшем в интересах именно этого производства, ЦКТБ — это именно Конструкторское Бюро, с небольшим опытным производством при нём. Это бюро разрабатывало продукцию, детали, технологии для ВСЕХ велозаводов СССР от Львовского до Атигского, и ТУ для изделий смежников — от цепей и краски до шин и других резинок. Вершиной их творчества стали легендарные гоночные велосипеды, хотя и небезызвестная «Прима», которую выпускал ПВЗ — это разработка именно ЦКТБ.

«Спецзаказы» они выпускали свои — независимо от ХВЗ. На своём собственом небольшом производстве. Названия этих моделей поднимают пульс любого ценителя велосипедов без всяких тренировок: «Москва-80», «Тахион» и др. Все они несут эмблему ЦКТБ.

Велосипедам ЦКТБ посвящена другая соседняя тема.

Здесь они упомянуты только ради того, чтобы не путали их с продукцией ХВЗ. К ХВЗ они не имеют отношения!

ХВЗ - большой завод со своим внутренним небольшим КБ.
ЦКТБ - большое КБ, работавшее на ВСЕ велозаводы, со своим небольшим опытным производством.
Оба - в Харькове.

Spoiler

img/off
Слава Харькова, как велосипедной столицы и местоположения крупнейшего когда-то велозавода, не только является причиной такой путаницы, но и используется в рекламных целях не очень добросовестными дельцами. Есть в том же Харькове лавочка по клепанию макетов велосипедов из китайского мотлоха - называется «Водан». Не имеющая отношения к ХВЗ. Это просто производитель «велосипедов», расположенный в том же городе. Так они прямо на эмблеме на голубом глазу честно пишут "Харьковский велосипедный завод «Водан»" (даже типа шоссеры делали img/ap ) . Вроде всё честно же. Понимаете, да?  img/ag

Таким образом, слово «ЦКТБ» из названия темы мы отработали и отбросили.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Разберёмся с «ХВЗ» и остальными словами. Проще и понятнее просто посмотреть на соответствующие велосипеды, несущие эмблему ХВЗ. Смотрим фото, запоминаем название и номер модели.

Массовая модель ХВЗ В-551 «Чемпион»

Итак, ХВЗ В-551 «Чемпион». Первый действительно массовый шоссейный гоночный велосипед. Того же класса и уровня, что более поздний «Старт-Шоссе».
Подчёркиваю: велосипед шоссейный, но слова «Шоссе» в его названии и близко нет! Он просто «Чемпион»! И на раме, и в документах.

«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

На фото - редкий предсерийный «выставочный» экземпляр с нашего форума, отличающийся от первых серийных только более нарядной отделкой.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Массовая модель ХВЗ В-552 «Харьков»

На смену «Чемпиону» В-551 пришла следующая модель - ХВЗ В-552 «Харьков». Это тоже массовый, относительно недорогой шоссейный велосипед того же класса и уровня, просто более новый, и тоже предок «Старт-Шоссе». Обратите внимание: В обозначении модели нет никакой буквы «И», а в названии — слова «Шоссе»!
«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

На фото (кроме первого) - велосипед из коллекции Влада Карганова.

Дальнейшее развитие массовые шоссейные велосипеды ХВЗ получили в виде модели, следующей по номеру - В-553. Ранние  из них назывались ещё «Харьков», а в дальнейшем эта модель первой получила имя «Старт-Шоссе». Но это уже не является темой данного разговора.

Запомним лишь, что массовые шоссейные ХВЗ назывались когда-то В-551 «Чемпион» и В-552 «Харьков». Без всякого «Шоссе» в названии и буквы «И» в обозначении оба! Позже эти модели эволюционировали до известных всем «Стартонов».

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

«Спецзаказ» ХВЗ В-552И «Чемпион-Шоссе»

То есть, выше мы уже видели слова и «Чемпион» и «В-552». Отдельно, без «Шоссе» и буквы «И». Видели и соответствующие им машины, причём это разные машины, причём никаким таким «спецзаказом» там и не пахнет. 

А теперь посмотрим на ещё один велосипед -  ХВЗ В-552И «Чемпион-Шоссе». Это велосипед уже другого, более высокого уровня — тот самый «спецзаказ», СЗ.

Видимо, в начале 1960-х, с развитием массового спорта, отдельные спортсмены стали вырастать из «Чемпиона» и «Харькова», понадобились велосипеды более высокого класса.

На тот момент в серии находился массовый В-552 «Харьков». Возможно, при создании машины более высокого уровня, плясали от его конструкции, а может быть просто взяли индекс актуальной массовой модели, и приписали букву «И» - индивидуальный. Не просто так приписали, конечно. Ведь при таком подходе уже желательно более точно выбирать геометрию, размеры, и комплектацию гоночного снаряда, а не просто сделать его «круче». Не грех и разрисовывать их индивидуально для ответственных соревнований, выставок (уровнем блеснуть!) , или на радость заслуженным спортсменам img/ag .

Производство этих машин, естественно, шло не на конвейере с Украинами и Стартонами, а в особом цехе.

Название «Харьков» от актуальной массовой модели, наверное, сочли недостаточно спортивным. Куда более боевым звучало имя предыдущей массовой модели - «Чемпион». Приписав к этому имени ещё специализацию велосипеда, и получили солидное и боевое, с претензией — В-552И «Чемпион-Шоссе». Звучит же!
Это всего лишь предположения автора о происхождении наименования модели, но правдоподобное img/ag
«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

На фото (с http://veloretro.ru ) — тренировочный велосипед чемпиона Олимпиады-80 А. Яркина, 1976 года выпуска. Обратите внимание на вычурный рисунок узлов рулевой колонки, на вилку. Вилка представляет собой, фактически, стартоновскую, но с усилителями на внутренней стороне ног. Эти мелочи в таком виде характерны для ранних СЗ... Ну как ранних - первых 15 лет их выпуска  img/ap

Ещё один http://veloretro.ru/pic.php?id=178&indx=0

Также любопытно исследовать обвес. Судя по всему, была некая стандартная комплектация, и возможность заказать (или принести своё, добытое в загранкомандировках) оборудование. Если надо - нужную резьбу в раме сделают, бонки припаяют, как попросят.

Вот что пишется в книге «Справочник велосипедиста» того же 1976 года про эту модель:
«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

«Спецзаказы» под маркой В-552И выпускались (на минуточку!) 30 лет! Интересно наблюдать, как стандартные детали от параллельной массовой модели постепенно заменяли специальными. Например, на представленной машине тормоза аналогичны таковым на В-555 или В-542, а система и втулки - специальные, «спецзаказовские». Позже (увидим ниже) появились специальные «спецзаказовские» тормоза, рули, и другие элементы.

Spoiler

img/off
А в начале 90-х СЗ отдавали долг массовым моделям. На самых последних «Старт-Шоссе» (которые уже именовались «Спортами»)  появились, например, втулки и тормоза, изготовленные по подобию поздних СЗ. Правда, изготовлены более неряшливо и по другим, упрощённым технологиям. А ширину руля и короткую раму  «Старт-Шоссе» позаимствовали у «спецзаказов» ещё в 1979 году.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

«Спецзаказ» ХВЗ В-552И «Спорт-Шоссе»*

* Приставка «Шоссе» отчасти условная. Это слово присутствует на раме, а также упоминается в книге. В обиходе имя этой модели тоже нередко звучит именно так. В то время, как, например, в заводском проспекте эта модель называется просто «Спорт», и похоже, это официально.

В 1984-1985 году «спецзаказ» ощутимо обновили. Номер модели оставили прежним — В-552И, а название изменили на «Спорт-Шоссе».  С этим названием моделей ХВЗ возникает ещё больше путаницы, чем с «Чемпионами». Имя «Спорт» присваивали любым спортивным велосипедам от турингов до трековых «спецзаказов». Сказать «ХВЗ Спорт» - это не сказать ни о чём, так мог называться какой угодно велосипед ХВЗ, кроме дорожного. Разбирается ситуация (с примерами) здесь: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=83

Так вот теперь кличку «Спорт» прицепили ещё и к В-552И.

Велосипед в стоке получил полностью свой, «спецзаказовский» обвес — тормоза, новые втулки, переключатели, даже рулевая «Спорт-Шоссе» не такие, как на параллельно выпускавшемся «Старт-Шоссе». Только манетки остались «старорежимные».

Декор рамы стал скромнее — обратите внимание на оформление узлов рулевой колонки, которые перестали быть витиеватыми. Кроме того, В-552И по кличке «Спорт-Шоссе» получил свою вилку, взамен слегка усиленной стартоновской на В-552И «Чемпион-шоссе». Она легко узнаётся по более современной короне с покатыми плечами. 

Стоковый экземпляр 1988 г. с нашего форума:
«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Велосипед из Галереи  http://veloretro.ru того же, 1988 г:
«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Заметим, в 1988 году «спецзаказы» уже украшены поздней эмблемой ХВЗ - «иероглифом», в то время, как «гражданские» модели ещё несли привычную эмблему. Кроме того, на этих велосипедах заметны детали, которые впоследствии перекочевали, или были с упрощением скопированы на поздние «Старт-Шоссе»: перекидки, тормоза, втулки. Стартоны с такими деталями выпускались уже после развала СССР, несли деколи «Спорт» и эмблему «иероглиф».
«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

«Спецзаказ» В-552И «VELOSUPER»

На ещё дымящихся руинах работники завода мужественно продолжали выпускать В-552И, присвоив ему в 1990-1995 годах имя «VELOSUPER».  Чем-либо важным и уловимым, кроме больших букв европейского уровня,  от «Спорт-Шоссе» с тем же индексом, эти велосипеды не отличались. Из-за условий производства и специфики распространения этих машин, знатоки называют их «кооперативными». Вопреки ожиданиям, качество этих рам (в отличие от массовых) особо не пострадало — во всяком случае, известных автору экземпляров.

Фото  из Галереи  http://veloretro.ru , машина 1993 г.:
«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Авторский велосипед на раме «VELOSUPER» 1994 г. с нашего форума быстр и очень приятен на ходу:
«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

«VELOSUPER» 54 роста из бокса Киевского велотрека:
«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Бывают ли «стоковые спецзаказы»?

Вообще, исторически сложилось так, что «спецзаказами» у нас называют всё, что выше уровня массовых шоссейных «Старт-Шоссе» для шоссе и «Рекордов» для трека. Так прижилось, и спорить либо бороться с этим бессмысленно. Такое название рисует в воображении картину измерения антропометрии спортсмена, выбор комплектующих…

Но что там мерять? Рамы выпускались во множестве ростовок. Причём низшая из них ещё и имела несколько другие углы из компоновочных соображений. Кому нельзя выбрать раму из стандартно предлагаемых, и не подогнать посадку тем же выносом? Так что именно ростовку, да, наверное и заказывали. И выпускали велосипеды разного роста  не как в торговлю по среднему спросу, а согдасно заявкам на определённые ростовки.

Разные звёзды полагались в комплекте. А что ещё выбирать?

Между чем и чем выбирать комплектуху? Между стартоновской, спецзаказовской и импортной? Импортную взять негде, стартоновская таких спортсменов уже не устраивала.

В итоге, заказным, специально уникально сделанным именно под данного спортсмена, там может быть и… ничего, кроме того, что такую машину просто так в частное пользование не купишь, и её заказывают спортивные секции прямо на заводе, а не покупают по безналу в торговой организации, как стартоны. Многие из этих тачек - просто мелкосерийные велосипеды высокого уровня с более широким рядом ростовок. Одинаково обвешанные и покрашенные. Стоковые.

Это подтверждается тем, что многие известные «спецзаказы» друг от друга отличаются не больше, чем конвейерные «Старт-Шоссе» - т.е. никак.

Т. е. Отрицать несколько нелепое с виду выражение «серийный, стоковый спецзаказ» автор не склонен. Более того, похоже, большинство из них именно такими и были.

Достаточно посмотреть на два разных «Спорт-Шоссе» 1988 года выше, и на рекламный проспект примерно того же времени:
«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Или на два разных «Чемпиона-Шоссе» 1976 г, и на описание в книге, о которой поговорим чуть позже.

Следует понимать, что вышеизложенные соображения всё-таки относятся к средней температуре по больнице. Равно как и показанные выше образцы В-552И разных лет под разными названиями. Естественно, были и какие-то отдельные экземпляры, которые делались прямо конкретно под какого-то спортсмена. Скорее всего, в начале выпуска,  первые В-552И ещё делали более-менее индивидуально. Но к середине 70-х гг производство разогналось, и их начали буквально клепать. В это же время, в рамках подготовки к Олимпиаде-80, для действительно серьёзных спортсменов рассматривались Кольнаго и Москва-80. Какие ХВЗшные «спецзаказы», которые давно поступают в секции чуть ли не ПТУ?

Получается: в сборной СССР это велосипедом явно не считалось. Разве что тренировочным. Они там перебирали между Кольнаго, Россинами и Москвой-80, а позже -
Тахионами. Сборные республик — примерно то же.

А изгаляться так для менее именитых спортсменов — много чести. Т.е. уровень этих велосипедов —  ведущие  команды спортивных обществ, лучшие спортсмены секций.

Так что особая «спецзаказность» могла быть объяснена лишь блатом, знакомствами (по тому же миру спорта), рекомендациями свыше. Скорее всего, именно благодаря этому и появлялись уникальные «спецзаказы» под импортную комплектуху. Если спортсмен не дотягивает до «выездного», где он ту комплектуху возьмёт? Федерация ему купит? Разбежалась. А если «выездной» - зачем ему «спецзаказ»? Выезжали-то с другими велосипедами, которые федерация и покупала. Уже в комплектухе.

Какое то небольшое количество уникальных СЗ может быть связано ещё с соревнованиями среди стран соцлагеря, и выездами наших гонщиков в эти страны, где кое-что добыть было возможно.В любом случае, уникальных СЗ много не набирается. Остальные, которых довольно много — это те самые «стоковые спецзаказы».

Раз уж заговорили об уникальных, давайте для общего развития ещё раз обратимся к Галерее сайта http://veloretro.ru .

Вот велосипед редкий, но редкий он всего лишь потому, что является переходным В-552И от «Чемпиона-Шоссе» к «Спорт-Шоссе». Переходные велосипеды редки и среди массовой продукции, и не меньше СЗ любимы коллекционерами. Здесь всё вполне (мелко) серийное, только вперемешку характерное для разных поколений В-552И. Например, узлы на раме ещё «Чемпиона-Шоссе», а вилка и алюминиевая рулевая - уже «Спорт-Шоссе». Тормоза ещё стартоновские (как на «Чемпионе-Шоссе» начала 80-х) , а их ручки уже замкнутого профиля - специальные СЗ, как на «Спорт-Шоссе», и т.д.
А индивидуального здесь что?

«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Представлен там также  «Чемпион-Шоссе» из 70-х гг в камповском обвесе:

«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Все фотографии: http://veloretro.ru/pic.php?id=78&indx=0
Посмотрите на этот обвес — с миру по нитке. Рама «Чемпиона-Шоссе» обвешана буквально чем попало, лишь бы иностранным. Часть железа - родное, СЗ.  Слабо верится, что таким этот «спецзаказ» вышел с завода. Скорее всего, это позднейшие наслоения на заслуженную хорошую раму. Особенно - тормоза img/ap .

Оглянемся в поисках других  заводских, но уникальных, не стоковых СЗ… Ау!
Что-то особо не видать...

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

В литературе.

К сожалению, внятной литературы по «спецзаказам» ещё меньше, чем по обычным велосипедам. Помимо приведенной выше вырезки из «Справочника велосипедиста» 1976 г, автору известен только один достойный упоминания источник. Это книга «Гоночные велосипеды» 1988 г издания. Книга есть у нас в Библиотеке:
https://drive.google.com/open?id=1ITqfZ … tXJbaKmsxu

В раздеде по устройству гоночного велосипеда, в качестве примера рассматривается именно В-552И. Показан велосипед очень тщательно, вплоть до подробных чертежей, обозначения допусков, и марок используемых материалов. Этот материал можно горячо рекомендовать к изучению.

Не обошлось без ляпов.
Главный — это велоспед назван «Спорт-Шоссе». Ведь на всех рисунках и в описании узлов чётко видно, что речь о более старой версии В-552И - «Чемпион-Шоссе». Достаточно обратить внимание на витиеватые узлы рулевой колонки, вилку стартоновского типа с усилителями, стальную рулевую, стартоновские тормоза с центральной тягой…

Так что, изучая велосипед по этому материалу, имеем ввиду — мы изучаем более ранний, начала 1980-х  годов, вариант - «Чемпион-Шоссе», а не «Спорт-Шоссе», как там в начале описания сказано.

Кроме того, в имени  «Спорт-Шоссе» (как там сказано), приставка «Шоссе» вызывает неприятие знатоков. Дело в том, что как выше говорилось, в доступных  бумагах заводского происхождения (рекламных проспектах) модель называется просто «Спорт».

Книга вышла в 1988 году. Очевидно, готовилась она за несколько лет до этого, как раз во время смены поколений «спецзаказов». Возможно, тогда планировалось официально применить приставку «Шоссе», что и отражено в книге. В конце концов, на живых велосипедах она присутствует в виде надписи на раме. А чертежи, доступные авторам книги, относились ещё к старой модели. Возможно, поэтому так и получилось.

Кроме того, там есть пару технических моментов, которые, скажем так, выдают желаемое за действительное. О них упомянем ниже.

Для затравки приведу несколько вырезок из книги:
«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

За остальным материалом — добро пожаловать в Библиотеку. Описание начинается на стр 52 книги.

Обращает на себя внимание примечание к таблице размеров — про «одну из модификаций». Действительно, здесь ни слова ещё не сказано про геометрию. Однако, немногочисленные «спецзаказы», с которыми автору посчастливилось познакомиться «живьём», имеют ощутимо разную геометрию. Самым плотным и бодрым оказался «VELOSUPER» 1994 г.
Кроме того, примечание к таблице может означать, что разная геометрия применялась внутри одной модификации — например, для разных видов гонок.

Вобщем, дело тёмное, давайте посвятим геометрии несколько слов в обсуждении - кто чего знает.

Раз речь зашла о литературе, приведу ещё картинку из проспекта без комментария. В-552ИМУД:
«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ? «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

В этой теме, естественно, приветствуется пополнение библиотечных материалов (инструкций, проспектов, статей) о шоссейных «спецзаказах»

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Дополнительная информация.

Свидетельства, опыт, слухи. Опровержения.

***
Личное наблюдение. Очень часто в наше время «спецзаказы» приходят со следами ремонта.

«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Или трескаются вскоре после приобретения, особенно - при попытках дать им настоящую спортивную нагрузку. Происходит это с ними гораздо чаще, чем с массовыми «Старт-Шоссе» или древними «Чемпионами» В-551.  Несмотря на массовый уровень и почтенный возраст, сравнительно недорогие шоссеры доживают до наших дней в добром здравии. А дорогие (как тогда, так и сейчас на рынке б/у) и вдвое-втрое младшие «спецзаказы» трескаются. Любой коллега, более-менее давно занимающийся нашим делом, без труда припомнит несколько случаев треснутых, или уже ремонтированных «спецзаказов». И наврядли легко вспомнит подобные дефекты у дешёвых «Старт-Шоссе». Подчёркиваю: речь не о последствиях ударов и других аварий, или косяков в эксплуатации и хранении. Речь об усталостных поломках, когда нет никаких вмятин, искривлений и других последствий ударов и т.п.  Просто трещины на ровном месте идеально выглядящей рамы.

Основная причина видится в том, что практически все такие велосипеды всю свою предыдущую активную жизнь провели под спортсменами непоследнего разбора. Эти машины постоянно «вязали узлами» на пределе их возможностей. А это (а не годы, как полагают далёкие от техники люди) как раз и провоцирует усталость металла.

«Старт-шоссе» же, во-первых, поступали в розничную торговлю (а значит — многие из них приходят к нам после частных владельцев), во-вторых, даже в секциях ходили под менее сильными спортсменами. Часто — под детьми и подростками. В таких условиях скорее возможны характерные последствия аварий, но никак не усталости металла.

На встрече Р.И Воронцов (я ещё буду сылаться на материалы той встречи, в конце есть несколько урезанное видео) упоминал о нередко невыдержанных тепловых режимах — перегреве — при пайке рам СЗ. Это провоцирует трещины труб около узлов. Также говорилось об излишне тонких стенках кареточного узла. Кроме того, «крутая» резьба итальянского стандарта — М36 (в случае её применения под итальянскую каретку)— делает стенки кареточной трубы, рассчитанной на М35, ещё более тонкими (кстати, при создании «Тахиона» этот момент учтён и исправлен).

Автору попадались «спецзаказы» с трещинами рулевых  стаканов, обычно -  по кромке узла (на фото выше сравнительно молодая машина 1994 г), корпуса каретки (обычно — где-то в районе между подседельной трубой и задними перьями), подседельной трубы у входа в каретку, верха задних стоек — прямо поперёк овальной накладки оформления их законцовок типа «игла шприца».

***
Получается, выбирая себе В-552И, нужно стремиться найти как можно более новую машину, точнее — как можно меньше ездившую. Ориентиром может служить относительно свежий вид, и заводская окраска без следов долгой активной жизни.

Коллега Serg-999, много лет серьёзно занимавшийся велоспортом, начиная  со второй половины 1970-х годов, в личном разговоре подтвердил версию усталостных трещин из-за продолжительной эксплуатации сильными спортсменами. При покупке он рекомендовал отдавать предпочтение «тренерским» машинам. Дело в том, что тренеры, которые уже толком не выступали и всерьёз не тренировались сами, всё-таки стремились заполучить себе именно «Спецзаказы». На которых они степенно разъезжали вдоль колонны молодых.

***
Несколько слов о желаемом и действительном в книгах, о чём говорилось выше, а также о материалах по другим источникам.

В книгах сазано, что на В-552И положены редуцированные («тянутые», «баттированные») спицы. Что-то не попадались.

По слухам, под заказ могли попадаться колёса с меньшим количеством спиц. Реально живьём приходилось видеть новенькие, явно ХВЗшные обода на 28 спиц, и б/у втулки СЗ на 32 спицы в Интернете.

В книге «Справочник велосипедиста» 1976 г честно сказано, что рама изготовлена из легированных труб. Без уточнений. А вот в «Гоночных велосипедах» 1988 г указывается сталь 30ХМА — т. е. хроммолибденовая, «хромоль». 

Также ходят слухи о трубах «Рейнольдс», которые якобы могут попадаться на «спецзаказах».

Снова обратимся к упомянутой встрече с Реджинальдом Ивановичем. Оказалось, что СЗ в его бытность работы в КБ ХВЗ (до ЦКТБ — это конец 1970-х годов) изготавливали из труб той же стали, что и «Старт-Шоссе» - 30ХГСА, «хромансиль». Это не очень плохо, но вот так… Ваш покорный слуга подумал, что Р.И. оговорися, и громко переспросил из зала:

- Может быть 30ХМА?
- Нет, именно 30ХГСА, «хромансиль» шла на «спецзаказы».

Кстати, вопреки распространённому «мнению» эти трубы были не никопольскими, а днепропетровскими — известно из того же источника.

Кроме того, тогда был упомянут некий запас труб «Рейнольдс», державшийся в Харькове на особые случаи, остатки которого вырабатывали и ХВЗ на «спецзаказы» и опытное производство ЦКТБ на какие-то свои машины. Этот момент вошёл в видео о встрече. Там же вскользь упоминается о том, что наши рамы паялись именно серебром — это же подтверждает и опыт автора при ремонте рам и СЗ и даже «Старт-Шоссе».

***
Из полунадёжных источников (Виталики с Куренёвки — совсем отбрасывать нельзя) есть версия, что «настоящие», заказные «спецзаказы» были крашены чуть ли не веником, а более ширпотребные, которые здесь названы «стоковыми» - красились красиво и облепливались деколями. Также Виталикам в молодости попадались новые рамы СЗ очень высокого качества, но покрытые только грунтовкой. Грунтовка эта (хитрая какая-то) с трудом снималась при ремонте, но на тех трубах другая грунтовка нормально не держалась. Т.е. их можно было надёжно покрасить только по той хитрой грунтовке.

_________________________________

«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Дополняйте и опровергайте, коллеги - материал скорее схематичный, чем полный. Единственная задача, которую он, надеюсь, пока решил - первичное разложение по полочкам моделей из первых постов, чтоб их не путали.

«Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Добавлю немного от себя по комплектухе (информация из достоверных источников img/ad  )
В те блаженные времена, когда деревья были зеленее, воздух чище, а некоторых из нас не было еще и в проекте,  при подготовке в соревнованиям и для улучшения своих боевых машин спортивная молодежь шла на некоторые ухищрения. В том числе изготовление звезд систем с индивидуальным расчетом, благо оборонные предприятия в нашем городе были весьма представлены, и техническая поддержка там была дай боже, главное входы и выходы знать)

Re: «Спецзаказ»? «Чемпион»? «Шоссе»? ЦКТБ? «Спорт»? В-552? И? ХВЗ?

Интересно было бы увидеть в теме разбор навесного "спецзаказов" годов с 80-х. Мне известно несколько видов тормозных ручек и пара видов тормозов, разные системы, звёзды систем и задние переключатели, разные манетки и рулевые колонки, кареточные валы и чашки, рули и выносы. Но сам я в этом настолько чтобы написать статью "не шарю".

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
Мой гараж