Re: Про металлы и сплавы

PE4ENbKO,
Да, со звездой тоже получится. Возни много, но результат будет.

Re: Про металлы и сплавы

PE4ENbKO, https://ru.wikipedia.org/wiki/Цементация_стали
Чаще всего звёзды именно так и обрабатывают, т. к. делают их из сталей, которые можно штамповать.

Re: Про металлы и сплавы

Понятно. Спасибо! Нада будет как нибудь поэкспериментировать. Дето валялась такая звезда, с уже сорванными шлицами.

Ищу крылья на турист, переднее крыло и щиток цепи на Минск В-114.

Re: Про металлы и сплавы

я делал так .... расклёпыванием сохранившехся !!!выступов!!! на звезде....долго и нудно не большим молотком.... потом надфелем убирал лишний расклёп.... работало.....

(11-08-2019 13:38:26 отредактировано Пафнутий)

Re: Про металлы и сплавы

Про сталь 30ХГСА
Из неё изготовлялись рамы шоссейных велосипедов «СТАРТ-ШОССЕ», именно поэтому она нам интересна.

В стародавние времена, когда хрустальный свод небес ещё не оскверняли солярным выхлопом стратегические ракетоносцы, человек всё равно стремился летать.
Некоторым удавалось (бочка с порохом, высокий утёс), но взлететь повторно с тем же экипажем было невозможно, они получались одноразовые. img/bk
Безопасная посадка не удавалась — основной проблемой была низкая прочность материалов.
Братья Райт эту проблему решить не смогли, они долго спорили, кто чей брат, но повысить прочность бамбуковых салазок самолёта не вышло.
Про металлы и сплавы

Поручик Можайский и Луи Блерио вместе со штабс-капитаном Уточкиным пытались покрывать фанерные авиетки чудодейственными лаками по рецепту итальянских скрипичных мастеров, но добились лишь того, что набегающий поток в растяжках крыльев стал звучать как хорошо темперированный клавир.
Значительный вклад в становление авиации внесли французы. Из языка Ришелье и Дэ Трэвиля к нам пришли многие авиационные термины, но не обошлось и без лёгкой путаницы. Французский прононс несколько специфичен, поэтому инженеры долго считали элероны и элевоны одной деталью, в конце-концов убедившись, что они разные.
– Ah, ces mystérieux aviateurs... это звучаво так миво! img/rolleyes

Прочности деревянных конструкций катастрофически не хватало.
От дерева нужно было отказываться, и срочно переходить на карбон. Но Китай в то время не имел развитой промышленности, а в наших краях углеволокно не делали. img/bk
Поэтому идею железных деталей в авиации приняли легко.
Опыт создания железных самобеглых экипажей был накоплен немалый, к тому же железо – материал не дефицитный, уральские заводы исправно лили чугуний в любом количестве.
Самобеглыя экипажи из железа делали вполне успешно, в том числе и на авиазаводе ДУКС.
Про металлы и сплавы

И началось бурное развитие металлических конструкций в авиатехнике.
Военная промышленность первой начала выпускать устройства двойного назначения.
Мало кто знает, что созданный по заказу Главного военно-технического управления русской армии Михаилом Щипановым в 1916 году складной велосипед «Дукс боевой» мог использоваться в качестве запасного шасси самолёта «Фарман» (который выпускался на том же авиазаводе «Дукс»).
Два велосипеда как раз обеспечивали один самолёт сменными деталями шасси.
Сложенные под крыльями «Дуксы боевые» хорошо видны на снимках того времени. img/hitry
Про металлы и сплавы
Про металлы и сплавы

На современных репликах стоят колёса с фэтбайка
Про металлы и сплавы
Ну и собственно "Дукс боевой"
Про металлы и сплавы

Новая веломашина была лишена недостатков конкурентов: во-первых, она обладала рамой классической формы с оптимальной развесовкой.
Во-вторых, диаметр колеса увеличился и достиг 26 дюймов, что решило проблему с покрышками – выбор резины для МТБ всегда был обширным.  img/ag
Но главное – механизм складывания: одним движением сжимались рычаги, после чего велосипед просто складывался ударом об коленку. Солдат мог сделать это за десять секунд.
Про металлы и сплавы
На тот момент «Дукс боевой» был лучшим складным военным велосипедом в мире. Однако он делался из простого котельного железа, и имел избыточный вес при незначительной прочности.

Тут немного про авиазавод "Дукс"
http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/n … erii/duks/

Прикладная металлургия в то время делала первые шаги в сторону получения материалов с прогнозируемыми свойствами, хотя не всегда эти шаги были в нужную сторону.
Генерал-майор Аносов носился как дурень со ступой с идеей булата для машиностроения, что выглядело даже в то время дремучим анахронизмом.
Харалужные стойки шасси, бесспорно, органично смотрелись бы на кольчужном аэроплане «Витязь», но выдержанные в этом же стиле лётные комбинезоны авиаторов – пластинчатый доспех и бармицы с поножами, – имели бы избыточный вес. img/ag
Про металлы и сплавы

Прорыв наступил только в прошлом веке.
Выдающийся советский конструктор Николай Марин занялся проблемами усталостного разрушения конструкций самолётов, и в 40-х годах прошлого века успешно их решил.
На одном из самолетов наблюдались систематические поломки штыря, крепящего ногу шасси к лонжерону крыла. Анализ прочности штыря показал достаточный запас его статической прочности. Натурный эксперимент, в котором непосредственно измерялись усилия, действующие на самолет при взлете и посадке, показал, что нагрузки, как правило, составляли не более 50% от максимальных эксплуатационных нагрузок, принятых в расчете. Однако такая нагрузка за каждый взлет—посадку регулярно повторялась несколько раз. Испытания на прочность при воздействии измеренных повторных статических нагрузок привели при ограниченном числе повторений к разрушению детали.

Так возникла необходимость в создании нового материала, не боящегося усталостных разрушений.
И такой материал был создан, эту сталь назвали 30ХГСА.
Дальше я привожу цитаты из разных интернетов, касающиеся этой стали и способов её сварки.

Spoiler

Сталь 30ХГСА была разработана коллективом советских ученых в ВИАМ (Всероссийский Институт Авиационных Материалов) в начале Великой Отечественной Войны. Главную роль в её создании сыграли И. И. Сидорин и  Г.В. Акимов. Значение этого события трудно переоценить – ведь появление 30ХГСА было открытием в области создания металлов. Тем самым СССР обогнал конкурирующие США, как минимум, на несколько лет – у них в самолетостроении использовалась хромомолибденовая сталь («хромоль»), которая уступает стали 30ХГСА по многим характеристикам.
Эта сталь имеет и другое, более благозвучное название – «хромансиль». Это сокращение, образованное от названий легирующих эту сталь металлов (Chromium – хром, Manganum – марганец, Silicium — кремний).
Строго говоря, сейчас хромансиль – это ряд марок, помимо 30ХГСА это еще, например, такая разновидность как 20ХГСА, 35ХГСА и так далее. Однако под названием «хромансиль» сталь 30ХГСА подразумевалась изначально, да и сейчас в специализированных изданиях типа пособий по материаловедению в большинстве случаев 30ХГСА и хромансиль означают одно и то же.
Приступая к подробному описанию 30ХГСА и ее технических характеристик, следует для начала расшифровать саму аббревиатуру, а также указать на то, к какому типу относится сталь 30ХГСА по принятой в металловедении классификации. Хромансиль или 30ХГСА это среднелегированная конструкционная сталь. Это такой тип стали, в состав которой введены легирующие элементы для улучшения технических характеристик обычной стали. Если в составе легированной стали находится до 2,5% легирующих элементов, то такую сталь относят к низколегированной стали, от 2,5 до 10% — к среднелегированной. Сталь, где легирующих элементов более 10 % – к высоколегированной.

В аббревиатурах легирующие элементы имеют буквенное обозначение, соответственно, Х означает «хром», Г – марганец, С – кремний. Цифра вначале говорит о том, насколько легирована сталь, в случае с 30ХГСА это соотношение в сотых долях процента.
Легированную сталь делят по качеству на три категории, и буква «А» на конце аббревиатуры 30ХГСА говорит о том, что 30ХГСА принадлежит к категории высококачественной стали (если после легирующих элементов не стоит буквы, то это просто легированная сталь).
Если же говорить подробнее о легирующих элементах, то хром повышает твердость и устойчивость 30ХГСА к коррозии, марганец также увеличивает твердость, и способствует устойчивости к ударным нагрузкам и износоустойчивости, а кремний повышает показатель ударной вязкости и температурный запас вязкости.
Конструкционная легированная сталь 30ХГСА применяется, например, в самолетостроении для создании деталей, которые предполагается использовать на ответственных участках, то есть там, где возможна высокая нагрузка и неблагоприятные условия: это крепежные детали, работающие при низких температурах, сварные конструкции, испытывающие знакопеременные нагрузки и так далее.
30ХГСА представляет собой улучшаемую сталь, улучшение – это закалка и высокий отпуск при температуре 550-660 градусов Цельсия. Помимо упомянутых выше авиационных деталей, в машиностроении из неё делают лопатки компрессорных машин, эксплуатируемые при температуре до 400° С, различные валы, оси, различные корпуса обшивки и многое другое. В настоящее время 30ХГСА изготавливается в различных вариантах.
Если перечислить выпускаемые в настоящее время виды продукции из хромансиля, то это, согласно ГОСТ, следующие: сортовой прокат, в том числе фасонный: ГОСТ 4543-71, ГОСТ 259071, ГОСТ 2591-71, ГОСТ 2879-69, ГОСТ 10702-78. Калиброванный пруток ГОСТ 7417-75, ГОСТ 8559-75, ГОСТ 8560-78, ГОСТ 10702-78, ГОСТ 1051-73. Шлифованный пруток и серебрянка ГОСТ 14955-77. Лист толстый ГОСТ 11269-76. Лист тонкий ГОСТ 11268-76. Полоса ГОСТ 103-76. Поковки и кованые заготовки ГОСТ 1133-71, ГОСТ 8479-70. Трубы ГОСТ 8731-87, ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8733-87, ГОСТ 8734-75, ГОСТ 21729-76, ГОСТ 13663-68, ГОСТ 9567-75.
Что касается химического состава, то сталь 30ХГСА содержит в себе легирующие элементы: кремний, марганец, хром (в количестве примерно одного процента), при этом содержание углерода в 30ХГСА равно ~ 0,30 процента, а серы – не более 0,025 %. В качестве конкретного примера можно привести состав 30ХГСА для авиационных листов и труб: наличие углерода: 0,28—0,35°/о, хрома: 0,8 —1,10°/о Марганца:0,8 —1,1°/о, кремния: 0,9 —1,2%.
Каковы же основные преимущества 30ХГСА перед другими марками стали? Специалисты в большинстве случае указывают на то, что 30ХГСА обладает высокой прочностью, отличными показателями касательно ударной вязкости, выносливости. Также 30ХГСА отличается хорошей свариваемостью (о сварке 30ХГСА ниже будет написано подробнее). При всех своих замечательных свойствах сталь 30ХГСА стоит сравнительно недорого, так как не содержит дефицитных легирующих элементов.
Интересующимся подробными сведениями относительно технических характеристик стали марки 30ХГСА мы можем посоветовать обратиться к специализированной литературе, например, к книге Н.И. Марина «Выносливость стали хромансиль 30ХГСА» или справочникам по материаловедению, где приводятся данные об испытаниях марки 30ХГСА и других подвидов хромансиля. В рамках же данного текста мы укажем лишь на следующий аспект характеристик 30ХГСА — прочность.
Сталь 30ХГСА после прохождения низкотемпературной термомеханической обработки получает предел прочности (сопротивление разрыву) до 2800 МПа. Такой параметр у 30ХГСА как ударная вязкость увеличивается в два раза сравнительно с термической обработкой, проведенной обычным образом. Этот результат достигается потому, что, благодаря выделению углерода из аустенита при деформации подвижность дислокаций внутри кристаллов мартенсита облегчается. Этот процесс по обработке легированной стали 30ХГСА в итоге увеличивает ее пластичность.
В конце обзорного текста о 30ХГСА хотелось бы указать на некоторые особенности сварки стали 30ХГСА оптимальным образом. Прежде всего, специалисты советуют до начала самой сварки 30ХГСА провести предварительный подогрев материалов из 30ХГСА до 250-300 градусов Цельсия, а после сварки осуществить медленное охлаждение. Это очень важно, так как сталь 30ХГСА чувствительна к резкому охлаждению при сваривании – в результате могут появиться трещины. Поэтому, закончив сварку хромансиля, следует отводить горелку медленно, при этом подогревая металл вокруг места сварки на расстоянии примерно 20-40 мм.
Также, не позднее чем через 8 часов после сварки 30ХГСА нужно подвергнуть сварные узлы закалке и высокому отпуску – закалка 30ХГСА осуществляется с нагревом до 880 градусов Цельсия,  и впоследствии изделие из 30ХГСА охлаждается в масле при температуре от 20 до 50 градусов. Отпуск проводится путем нагрева изделия из 30ХГСА до 400-600 градусов и дальнейшего его охлаждения в горячей воде. Саму же сварку 30ХГСА необходимо проводить быстро, не задерживая пламя горелки на одном месте.

Некоторые источники утверждают, что при длительном нагреве выгорают легирующие добавки, однако это не так.
Механизм трещинообразования при сварке другой, при длительном нагреве происходит диффузия углерода и легирующих элементов в зоне интенсивного нагрева. Они не выгорают, но некоторые переползают из одной области в другую. Чем дольше нагрев, тем более неоднородным становится шов.
При закалке (и при нагреве в процессе сварки) в легированной стали происходят структурные преобразования – зёрна с различным содержанием углерода и легирующих элементов обретают разные твёрдость, кристаллическую структуру и размер. Коэффициент температурного расширения (и соответственно, сужения) у них тоже разный. Это и вызывает разрушение шва при быстром остывании.

К сожалению, я не имею доступа в центральную библиотеку сопредельного государства, чтобы получить оригинальный текст одного документа, а это было бы нелишним
Может зарубежные коллеги помогут?
Автор — Марин, Николай Иванович.
Выносливость стали хромансиль 30ХГСА [Текст] / Н. И. Марин, М. В. Серов. — Москва : Изд-во Бюро новой техники, 1946. — 8 с. : ил.; 29 см. — (Технические отчеты / М-во авиац. пром-сти СССР. Центр. аэро-гидродинам. ин-т им. проф. Н. Е. Жуковского; № 65).

Прим. переводчика:
Ah, ces mystérieux aviateurs — Ах, эти загадочные лётчики (фр.)

5

Re: Про металлы и сплавы

Пафнутий, познавательно  img/thank. Текст как всегда восхитителен  img/ay

Re: Про металлы и сплавы

Пафнутий, спасибо  img/thank , интересно.

Re: Про металлы и сплавы

Пафнутий,
Павел  img/thank
img/ay img/bi
Очень интересно весело и познавательно!

Re: Про металлы и сплавы

Шыкарно!!! img/bi

Пафнутий пишет:

темпорированный

темперированный же... img/ah

Крокодил кроме всего прочего несет функцию "памятника велосипеду"  Victor Reshetnjak

Re: Про металлы и сплавы

prima-bez,
Исправил

Re: Про металлы и сплавы

Пафнутий, браво Маэстро!  img/ay получил огромное удовольствие от прочтения  img/thank

Re: Про металлы и сплавы

img/ay

Re: Про металлы и сплавы

В мемориз
Паша img/thank  img/ay

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Про металлы и сплавы

Спасибо, коллеги   img/thank

Re: Про металлы и сплавы

15 хвилин і 27 секунд я намагався зформулювати відгук про моє захоплення змістом і стилем викладу, проте вихор думок не зміг лягти у достойну літературну форму  img/bk   img/bi  img/bi  img/bi