(12-08-2021 20:42:26 отредактировано MiStar)

Тема: Коммунальный гараж

Бывают в этой жизни коммунальные квартиры, в которых живут несколько семей, а в моем случае получился некий "коммунальный гараж", в котором судьба свела под одну крышу, несколько  разных велосипедов.

Итак обитатели гаража:

Коммунальный гараж

ЗиС В110 — 1951 года рождения, старейший обитатель гаража. Большую часть своей долгой жизни провел в этой семье, правда изрядно подпортив здоровье, во время отлучки в 70-х годах прошлого века. У него есть собственная тема: Изделие В110 ЗиС Оригинальный цвет этого велосипеда когда-то был очень близок к RAL 5002.

Коммунальный гараж

Спутник В-34 — 1964 года рождения, второй по старшинству. История его, до конца лета 2020 года покрыта пологом времени. А появился в гараже он следующим образом. Сидели у приятеля, зашел в гости сосед, и "поплакался на свалившееся наследство" в виде участка с домиком и полуразвалившимся сарайчиком который нужно разбирать на дрова. По ходу разговора выяснилось, что в сарае есть "какой-то древний синий велосипед и крылья к нему", и что содержимое сарая будет сдано металломщикам. Подорвались — съездили "в гости" и в результате у меня завелся еще один велосипед, к которому потом еще отдельно передали уцелевший в бумагах паспорт. На момент, когда пишется это сообщение, "Спутник" отмыт от грязи и паутины, скомплектован, и переобут в новые шины. В ходе пробной поездки выявлен ряд мелких, но вполне решаемых на мой взгляд проблем, но работы по этому аппарату отложены на следующий сезон.

Коммунальный гараж

Украина 111-411 — 1977 года рождения. Приблудилась случайно, много лет назад. Сносили бывшую ведомственную базу отдыха, и когда стали отключать электрохозяйство обнаружил в щитовой, укрытый тряпками пыльный велосипед. Как мне сказали, эта Украина когда-то числилась за местным завхозом, а потом оказалась никому не нужной и списанной, вместе с остальным имуществом. В итоге погрузил ее в машину, привез на дачу, сфотографировал, и с тех пор она висит на чердаке в виде "консервы". Оригинальный цвет RAL 9005.

Коммунальный гараж

Законсервированная Украина 111-411 живет пока на сухом, прохладном чердаке

Рядом с Украиной, на чердаке живет старенькая Кама, которая уже никогда не поедет, и потихонечку разбирается на запчасти для остальных обитателей гаража. Замена прогнивших до полной аннигиляции труб заднего треугольника — лишена смысла. Оригинальный цвет RAL 3020.

Коммунальный гараж

Кама — донор

Коммунальный гараж

И основная причина, по которой она стала донором. Не храните велосипеды на крыше сарая с дровами, они от этого портятся  img/ak




Коммунальный гараж

Самая многочисленная семейка в "коммуналке" состоит из трех Салютов. Первый, который не складной, мой собственный приобретенный еще в школьные годы и переживший множество приключений, голубой вытащен из мусорной кучи в овражке, недалеко от дачи, а складной красный был приобретен в металлоприемке в качестве "донора" для первого, но в итоге поехал самостоятельно. Красные (RAL 3003) — 1984 года рождения, голубой (RAL 5024) на пару лет младше — 1986 года.

У Салютов, имеются "внутригаражные номера". Тот, что был куплен в апреле 1984 года в Спорттоварах у метро Сходненская, и не складной, имеет "гаражный #1".  (На снимке он слева.) Голубой Салют-С 1986 года рождения, из оврага имеет "гаражный #2". (На снимке в центре) А красный Салют-С 1984г, выкупленный из металлома имеет заслуженный в порядке появления "гаражный #3". (На снимке справа)

В настоящее время в качестве "разгонных" по дачному поселку используются два Салюта-С #2 и #3, остальные велосипеды выгуливаются от случая к случаю, а Украина требующая обслуживания после многолетнего простоя пока остается законсервированной.

Тема создана для того, чтобы можно было обсуждать не только ЗиСы, но и другие аппараты имеющиеся в наличии, а также решать возникающие в процессе их жизни вопросы.

Как-то так...  img/thank

9

Re: Коммунальный гараж

Ого! Пойдёёт гаражик img/ay
img/hitry

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Коммунальный гараж

Посмотрим. У нас не сегодня, так завтра может начатся сезон "белых мух", и тогда обитатели коммунального гаража уйдут в зимнюю спячку, до весны.

Но пока этого не произошло — озвучу возникший вопрос по В-34:

Попрошу более опытных участников,  оценить, что сделано не так, с этим переключателем? Цепь постоянно провисает, вне зависимости от используемой звездочки, корпус переключателя находится в крайнем переднем положении. Т.к. до начала сентября этого года, практики общения с подобными аппаратами не имел, понять, что ему не хватает для счастливой жизни пока не могу.

Коммунальный гараж

Общий вид

Коммунальный гараж

Собственно переключатель и его положение относительно других элементов

Re: Коммунальный гараж

MiStar, при сборке переключателя неправильно выбрано положение зацепа пружины в корзине роликов. Либо пружина лопнула.  Или грязью забилось. Или нет смазки или перетянуто. В любом случае снимать — разбирать и смотреть.

Everything's gonna be just fine!

1

Re: Коммунальный гараж

Грязи точно нет, переключатель полностью разбирался и промывался, потом был смазан жидким маслом (И-20А). Перетянуть там вроде бы нечего. Пружина цела. А вот насчет зацепа пружины и правильного исходного положения, если можно, то поподробнее. Насколько я помню, там есть шесть отверстий для кончика пружины. Собирал по принципу "как было", но возможно что за долгие годы пружина ослабла и не в состоянии правильно развернуть ролики. Вопрос — каким должно быть исходное положение этого механизма при сборке, и за счет чего корпус перекидного механизма отводится назад (люфт есть, но корпус постоянно находится в переднем положении)?

P.S. Внимательно отслеживал тему коллеги Полупроводника, у которого В-37 с аналогичным переключателем и трещоткой на три шестерни, но понял, что у нас слишком разные проблемы.

Re: Коммунальный гараж

MiStar, так подробно как в "Справочнике велосипедиста" за 1976 год на странице 63 я не смогу.

и да, смазывать литолом.

Everything's gonna be just fine!

Re: Коммунальный гараж

Bob, спасибо за направление к источнику знаний. Буду изучать и разбираться.

(28-10-2020 15:57:57 отредактировано MiStar)

Re: Коммунальный гараж

Немного про Салюты, или где искать на них номер?

Еще в далекие 80-е годы в маленьком подмосковном городке, эта тема была довольно актуальна, т.к. велосипеды иногда загадочным образом могли исчезать и появлятся совершенно у других людей, не имевшим к ним никакого отношения. В наши дни, когда многие Салюты, уже стали старше их нынешних владельцев, этот вопрос периодически возникает, в связи с тем, что не всегда удается найти номер там, где он "у всех остальных".

Итак:

Салют и Салют-С родом из 70-х, и некоторая часть "олимпийских" носила номер на "усилителе кареточного стакана". Данное расположение номера рамы оказалось слишком удобным для "конокрадов", т.к. спилить номер с помощью напильника с этого элемента и превратить раму в "безномерную", было слишком просто. На заводе в Йошкар-Оле, видимо учли этот факт, и начиная с 1980 года (более ранних велосипедов с таким расположением номеров мне не попадалось), номер рамы переехал на мостик задней вилки, к которому крепился багажник. Большая часть велосипедов 80-х годов имеет номер выбитый на этом мостике. В 1990 году номер переехал на задний левый дроп, где оставался до конца выпуска Салютов (1993г.)

Структура номера состоит из пяти (для ранних велосипедов) или шести (для более поздних) цифр порядкового номера рамы, выпущенной с начала года, и отделенной от нее группой из двух последних цифр года выпуска. Выглядеть это могло так: 12345 79 для рамы №12345, выпуска 1979 года или 0123456-85 для рамы с аналогичным номером выпуска 1985 года.   Номера рам разных лет выпуска могли совпадать, но шансов найти одинаковые номера среди нескольких сотен велосипедов, обитающих в одном районе, было достаточно мало. Цифры  обычно имели размер 6мм, варианты начертания могли отличатся в зависимости от конкретной рамы.

Коммунальный гараж

Номер рамы на мостике 1981-1990гг

Коммунальный гараж

Номер рамы на левом заднем дропе 1990-1993гг

Примеры расположения номеров, позаимствованы из объявлений о продаже велосипедов в сети. Если у кого-то есть в наличии "древняя рама Салюта" родом из 70-х хотелось бы дополнить иллюстрацией ранний вариант нанесения номера на усилитель каретки.

Как-то так...

3

Re: Коммунальный гараж

про пружину https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 043#p15043

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Коммунальный гараж

удалось найти такое фото
Коммунальный гараж
оно?

Re: Коммунальный гараж

Да. Или по крайней мере очень похоже на то, что должно быть на Салюте до 1980г. Только не вижу двух цифр года выпуска, которыми должен был заканчиваться номер, но допускаю, что на самых первых Салютах их могло еще и не быть.

Re: Коммунальный гараж

Коммунальный гараж
это салютообразный
возможно там тоже не всовсем салют

(28-10-2020 15:22:50 отредактировано MiStar, причина: Дополнено фотографиями описанных узлов)

Re: Коммунальный гараж

Во второй половине 70-х годов, "Салютообразные" велосипеды пытались производить в Перми. Знаю минимум два Пермских "псевдоСалюта", один из которых ярко-зеленый с хромированным багажником, крыльями и колпачковыми гайками на колесах был у моего одноклассника и назывался "Пермь". Также был и аналог моего, с рамой без узла складывания "Скиф", но довольно убитый, и собранный скорее всего из нескольких "доноров".

Салют — в отличии от Скифа и Перми, был массовым велосипедом, при этом мой нескладной вариант был "уникальным" в окрестных дворах (что по тем временам было неплохо, т.к. слишком приметные велосипеды были не столь интересны для "конокрадов"). Отделка Салютов была беднее, вместо хрома на багажнике была оцинковка, а на "до олимпийских" у которых вместо наклеек были декали, встречались и крашеные в цвет рамы багажники.

"Старые" Салюты, зачастую имели двухцветные сидения, не всегда сочетающиеся с общей гаммой, и "цветные" крылья и щиток цепи. Примерно к 1981 году "эксперименты с вырвиглазной расцветкой" в Йошкар-Оле прекратили, и с того момента велосипеды стали или однотонными, или с серо-белыми крыльями и щитком цепи.

Коммунальный гараж

Нештатная двухцветная сидушка на голубом Салюте. Такие были на Салютах и Камах 70-х годов. Позаимствована со старенькой "донорской" Камы. У штатного сидения этого велосипеда сильно порвана шкурка и сломана одна из пружин, что не позволяет использовать его по назначению.


Что касается отделки Салютов — это тема отдельного разговора, т.к. в период 1978..1985гг. было довольно много вариантов наклеек, а на самых первых Салютах еще можно было увидеть металлическую эмблему на рулевом стакане и декали.

Хромированные крылья в мое время на Салютах не встречались, хотя иногда упоминались в инструкциях. Похоже что гальванику крупногабаритных элементов на ЙОВЗ смогли полноценно освоить лишь к началу 90-х, а до этого почти вся отделка была светло-серая цинковая, а крылья крашеные.

Коммунальный гараж

Оцинкованный багажник Салюта "позднего образца" без переднего упора

До 1983 года на Салютах использовались "ручки-быстрокруты" в зажимах рамы и сидения, а также на узле складывания рамы. В 1984 году их сменили болты с цилиндрическими головками под шестигранник, что резко повысило "защищенность" столь "ценных" по тем временам "мягких" сидушек, и "высоких" рулей, особенно с учетом того, что в 1985 году конструкция последнего изменилась, и он стал подходить к почти любому советскому велосипеду тех лет.

Коммунальный гараж

"Ручка-быстрокрут"  на узле складывания. Резьба этих ручек всегда была СпМ 10х1.25

Коммунальный гараж

Болт с цилиндрической головкой под внутренний шестигранник. Эти болты могли иметь разные варианты резьбы, как обычную М10х1.5, так и мелкую СпМ 10х1.25. Длина болта 25мм. В данном случае вместо штатного болта с сорванным шестигранником стоит современный аналог из нержавейки.

Узел рулевой колонки с резьбовым хомутом и цанговой вилкой, сменился в три приема на классическую конструкцию с длинным затяжным болтом и конусом. В последних двух итерациях был также утрачен длинный вынос-клюв, что сделало велосипед менее удобным для длинноногих наездников, т.к. на поворотах коленки стали периодически упираться в руль.

Коммунальный гараж

Первоначальный вариант выноса руля, применявшийся до 1985 года

Коммунальный гараж

"Переходный" вариант выноса руля, образца 1985..86гг

Коммунальный гараж

Хромированный "унифицированный" вынос. 1986г. Один из болтов нештатный.

Изменение конструкции узла рулевой колонки повлекло за собой исчезновение "болта-катафота", довольно дефицитного по тем временам, из-за нестандартной размерности и шага резьбы крепежного болта. Вместо этого под декоративной гайкой появилась шайба с "язычком" для крепления обычного белого катафота с хвостовиком М6.

Коммунальный гараж

Болт-катафот с резьбой СпМ8х1

Как-то так...  img/bk

5

Re: Коммунальный гараж

MiStar, простите,  был уверен,  что салюты изначально делали в Перьми.  img/bw по вашим словам получается что салюты изначально делали в Йошкарале?

1

Re: Коммунальный гараж

Я не исследовал вопрос, но тоже как-то изначально похоже, что Пермь — основной завод, Йошкар-Ола — дублёр. Об этом намекает, например,  тот момент, что Салют — вариант Камы на других колёсах. Хотя, конечно, это просто устоявшееся эээ мнение. Нужно анализировать литературу.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.