Re: История моделей Пензенского завода им. Фрунзе (ЗИФ/ПВЗ)
Очень интересная статья про первые пензенские велосипеды ПТТ (ЗиФ) http://пензовед.рф/viewtopic.php?f=22&a … 410#p14023
Крокодиловодство 2.0 |
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Кроковод → Раскопки. Музей. → История моделей Пензенского завода им. Фрунзе (ЗИФ/ПВЗ)
Очень интересная статья про первые пензенские велосипеды ПТТ (ЗиФ) http://пензовед.рф/viewtopic.php?f=22&a … 410#p14023
Всем привет! Пришло время сделать обзор на первую модель пензенского велосипеда, которая имела название "ПаТрубТрест", наименование велосипеду присвоено по наименованию вышестоящего одноимённого ведомства. Но к середине лета 1930 года ведомство "ПаТрубТрест" будет реорганизовано в "ПаТрубВзрыв". Старое название будет сменено на новое. Будет решено дать наименование велосипеду не по ведомству а по наименованию завода "Государственный Велосипедный завод". Обзор на велосипед ГВЗ, мы делали раньше. Но вот куда сложнее дела обстоят с первой моделью "ПаТрубТрест". Ввиду сложности найти хорошие фото этих велосипедов, обзор всё время откладывался "на потом". Но я принял решение, что нужно уже сделать обзор, с применением тех фотографий что есть. К сожалению ничего лучше мы так и не смогли найти. Не без помощи конечно! Но надеемся что найдётся ещё что-нибудь.
Итак:
В 1928 году завод приступил к производству велосипедов.
Коллегия Патрубтреста, головная организация, на своём заседании постановили:
К производству велосипедов Установлено принять:
— тип BSA мод.№3 “let of BSA Tittinely” дорожный с уклоном верхней трубы 1/2”, как основной тип для производства;
— остановиться на типе BSA мод. №4 “let of BSA Tittinys” устанавливающие %% соотношение мужских и дамских велосипедов: 10% дамских, 90% мужских;
— остановиться только на одном мужском велосипеде мод. №3 с уклоном рамы 1/2”, колёса изготавливать одного размера 28” и шириной обода под шину 1/4”. Обода колёс никелировать под проволочную покрышку;
СПРАВКА: завод “ТРЕУГОЛЬНИК” приобрёл патент ДЕНЛОПА на производство шин с проволчными бортами.
20230111_7
— при производстве принять 80% втулок со свободным ходом и педальным тормозом в ней типа “Eadie”(ИДИ) и только 20% со свободным ходом, тип втулки оставить английский “ HЕУ” глухие втулки;
— на программу 50 шт. и 10.000 оставить втулки “ИДИ”;
— установить размер большой шестерни для мужских велосипедов в 56 зубьев и дамского в 44 зуба. Малые шестерни устанавливать в 18;20;22 зуба;
— на 50 штук изготовить передачу 56 х 20 зубьев;
— остановиться на изготовлении сёдел: для мужских “Brooks B90 /1”, для дамских “Brooks B 85”;
— для первых партий установить резиновые педали с шириной: для мужских с шириной в 4”, для дамских в 3 и 1/2”;
— тип руля — не принят;
— на втулки “НЕУ” тормоз на переднее колесо — рычажный, на заднее колесо — тросовый на обод колеса;
— окраска — чёрный цвет с разрисовкой;
— все принадлежности закупать, за исключением спецключей.”
При принятии решения о выпуске велосипедов в Пензе, было установлено изготавливать только из отечественных материалов и комплектующих, чего не скажешь о ХВЗ и МВЗ — они использовали импортные комплектующие.
Первые велосипеды выпускались под названием "ПТТ" (ПаТрубТрест), традиционно присваивалось всем товарам народного потребления производимыми другими заводами входящие в это ведомство, будь то мясорубки, боевые патроны или самовары. Не стал исключением и велосипед.
В 1928 году было выпущено 10 пробных велосипедов, некоторые детали были заимствованы от других производителей. 5 велосипедов из 10 отправились в первый велопробег до Москвы в Августе 1928 года.
В 1929 году была выпущена пробная предсерийная партия велосипедов в количестве 50 шт.
В феврале 1930 года началось серийное производство велосипедов.
Отличия первых пензенских велосипедов, от последующих, помимо самого названия "ПТТ" (ПаТрубТрест) были малозначительны, но всё же были. В основном в глаза бросается ведущая звезда на 56 зубьев с необычным узором на первый взгляд. В действительности же в ней скрыто название "ПаТрубТрест", и между лучами звезды можно различить вписанные в узор буквы "ПТТП", что на мой взгляд это просто симметрия вписанная в узор звезды и название ПТТ можно прочесть с той и с другой стороны. Ведь букв почему-то написано четыре, а в сокращении ПаТрубТрест всегда обозначался тремя буквами.
Что интересно, в производстве звезда с таким узором была совсем не долго, около полугода если брать отсчёт с февраля 1930 года. Скорее всего узор звезды фрезеровался, что было весьма затратно, и в скором времени узор упростили, однако размер звезды (56 зубьев) так и остался примерно до 1934 года.
Велосипеды с таким узором звезды встречаются крайне редко. Так то фото таких велосипедов это настоящая жемчужина для любителей велосипедов.
Второй отличительный признак — это наличие рулевого демпфера. Велосипеды с рулевым демпфером относятся к ранним годам производства. На пензенских велосипедах от рулевого демпфера отказались уже к 1931 году.
Видимо посчитали этот элемент не особо нужным и энергозатратным. Тем более что в 1931 году намечалось существенное увеличение объёмов производства велосипедов. Если за 1930 год выпустили 6 796 велосипедов. То в 1931 году выпустили 44 773 велосипеда.
В 1931 году данный велосипед выпускался уже под названием "ГВЗ", один из таких велосипедов хранится в Пензенском краеведческом музее.
Технические характеристики:
РАМА: — рама велосипеда изготавливается из стальных труб и состоит из переднего четырёхугольника и заднего треугольника, передней вилки.
Передний четырёхугольник образуется трубами: — головка рамы, горизонтальной трубы, вертикальной (подседельной) трубы и наклонной трубы.
Задний треугольник образуется трубами: — нижняя вилка (цепная) и задняя стойка.
ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА: — состоит из двух перьев соединённых между собой и со стержнем посредством коронки.
Геометрия рамы — Полностью идентична геометрии рамы велосипеда B.S.A. мод.№3
Высота рамы: 22" или 24" от центра кареточного узла до края подседельного узла
Колесо — 710х40 (28"х1 8\4")
Шины — типа "Денлоп" с проволочной арматурой, производитель — завод "Красный треугольник" г. Ленинград.
Обод: с профилем типа "Чайка", разработанный под покрышку "Денлоп"
Число зубцов у кареточной шестерни (ведущая звезда) — 56
Число зубцов у шестерни заднего колеса (ведомая звезда) — 20
задняя втулка тормозная типа “Eadie”(ИДИ)
цепь: роликовая
Седло: Кожаный чепрак Московский дроболитейный завод, "ПаТрубТрест Дорожный" по типу “Brooks B90 /1”
Каркас седла: Система вертикальных и горизонтальных пружин, снизу замыкаемый специальным замком для прикрепления к подседельному крюку
Педали: резиновые шириной 4" для мужской модели
тип руля: не принят (дорожный и полугоночный)
окраска: чёрный цвет с разрисовкой
Арматура и Специальные принадлежности:
Щитки на переднее и заднее колесо
Звонок
Насос
Сумка
Набор ключей и отвертка
Производитель: Третий трубочный завод, г. Пенза, под ведомством ПаТрубТреста г Москва
Общие данные:
Велосипед завода им. Фрунзе является дорожным велосипедом, предназначенным для езды по плохим и просёлочным и грунтовым дорогам, снабжен тормозной втулкой со свободным ходом системы "ИДИ", прямым дорожным английским рулём или полугоночным, с лезвием незначительно изогнутым книзу (сделано это с целью представления выбора потребителю), дорожным седлом , имеющим усиленные и эластичные пружины, обеспечивающие мягкую и спокойную езду.
Велосипед рассчитан на максимальную скорость в 25 километров в час, при нагрузке в 100 кг. (в нагрузку 100 кг входит вес самого ездока).
Высокая механическая прочность машины обеспечивается применением высококачественных материалов, что и позволяет применять велосипед при не всегда удовлетворительных дорожных условиях.
Фото предоставил: Вячеслав Столяров
Ч/Б историческое фото 1930 года, восстановленное из негативного снимка, найденное в развалинах бывшего заводского музея ЗИФ: Андрей Нугаев
Хотел бы поблагодарить ВАС в помощи создания этого обзора! Без ВАС не было бы этой статьи!
© Дмитрий Кавунский статья на пензовед.рф
Добавлено: 02-10-2024 12:48:54
kisa, Надеюсь ничьи права не нарушил
Кроковод → Раскопки. Музей. → История моделей Пензенского завода им. Фрунзе (ЗИФ/ПВЗ)