Re: Гараж Кисы
Первая лабораторная работа https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=4867#p4867
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.
Крокодиловодство 2.0 |
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Кроковод → Частные темы. Только велосипеды. → Гараж Кисы
Первая лабораторная работа https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=4867#p4867
Основная лабораторная работа, проделанная над этим велосипедом и предыдущим туристом — это сравнение двойных и одинарных ободов, при прочем равном. Этот пост призван резюмировать весь набор мыслей.
Собственно, этот базар — это всего лишь часть эээ... науки о ХАРАКТЕРЕ велосипеда, которую мы пытаемся постичь..
Выводы делаю следующие. На свои Туристы (и похожие евроашаны) я не хочу больше ставить двойные обода. Мой выбор для таких велосипедов — одинарный обод либо современный с рынка, либо б/у евроашановский — они покрасивее.
Оптимальная ширина шин Туриста под большинство дорог (хоть грунт) 32 мм, для отдельных случаев можно увеличить до 35, незначительно подняв комфорт и снизив динамику. Применённые здесь шины Michelin World Tour хороши не только качеством и внешним видом, но и широким диапазоном допустимых давлений, что позволяет более тонко настроить характер велосипеда под конкретные пожелания и дорожные условия. Не переживая за шины. Это я говорю об их работе на одинарных ободах. Двойные дубовые обода притупляют тонкие настройки и крадут комфорт, как украдёт мягкость постели лист ДСП, положеный на мягкую перину сверху.
Турист на предлагаемых колёсах хорош как для гладкого асфальта проезжей части, так и для двиджения по не очень приятным тротуарам, изобилующим ФЭМом, выездами из дворов и горбатым, укатаным ручным катком асфальтом. Вполне уверенно чувствует себя на грунтовых дорогах. Короче везде, где, например, на Табуретке ездить неприятно. По динамике и комфорту чётко, уверенно и недвусмысленно занимает положение между Украиной и Старт-Шоссе, где ему и место. Выигрывая в накате у того и другого — у стартона на подгулявшем асфальте, а у украины — на качественном.
Основание для переживания по поводу прочности — неумение ездить на велосипеде, незнакомство со щадящими приёмами езды, а не большой вес велосипедиста. Насторожиться следует, если человек ломает детали, которые у других служат долго и счастливо. Что интересно, "усиленные" детали у таких велосипедистов тоже летят, или ломают соседние — например, толстые спицы вырываются из ободов с мясом...
А я переживаю не за "дохлые" одинарные обода, а за очки — во время второго дубля фотографии я их чудом не переехал. Вот с этим действительно надо что-то решать
А ещё зреет мысль (это пока предположения — не спешите обвинять в ереси ), что высокие обода — хипстерский понт, и нужны ли они вообще — большой вопрос. Их смысл видится в аэродинамике, а не в жёсткости или прочности. Ну и часто мы гоняем на время со скоростями за 50? Зато отказ от таких лишает велосипед неприятной дубовости, практически не ограничивая динамические качества. Но это даже не повод для спора — просто мысли, на что обращать внимание впредь при выборе обода, точнее даже ПОСЛЕ выбора обода.
З.Ы. За фотки спасибо Антону ака ant1k . В том, что подходящая лестница оказалась плохо освещена нет его вины Я таких сегодня много проскакал — дорвался, ведь на Табуретке такое низзя, но тогда рядом не оказывалось Антона
________________________________________
Это довольно древний материал. Коллеги знают, во что всё вылилось https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=30
Ну и рама — главная жертва моих экспериментов. Восновном, на заметку коллегам, желающим городить дамские велы из мужских. Ну и владельцам туристов времён краха СССР.
Справедливости ради сразу замечу, что качество 1992 г было не хреновым, а крайне нестабильным. Мне известны, например, "Спорты" — поздние СШ как откровенное Г, так и вполне достойные, то же самое с Туристами. А водопроводные трубы в Туристах начали применять раньше — рама 89 г уже весит, как танк, но хотя бы собрана точно и ровно. СШ (он же Спорт 92) видимо до упора делали из нормальных труб.
Перед вивисекцией я её рихтовал, чтоб иметь какую-то ровную базу для работы. Это прямо с завода был ппц полный провал — всякое видал, но такое... Нижние задние перья были разной длины, из-за этого нижняя наклонная труба точала криво из каретки, а сантиметрах в 10 от неё поворачивала прямо вперёд... Чтобы немного компенсировать разные перья, левое из них было аккуратно прогнуто вниз (я потом на дорогах встречал точно такие же туристы — видимо, из одной партии ). При попытке выровнять, наклонная труба уходила ещё больше вправо . Всё это было сделано на заводе — повреждений краски не было, да и на нём мало ездили, он больше гнил на улице. Технология на заводе предусматривает проверку и правку рам после пайки — таки проверили и выправили В среднем она у них получилась ровной. После долгих мучений я практически вернулся к заводской эээ... геометрии, прастихоспади. Ну типа, чтобы базовые точки на местах оказались — дропы, каретка, рулевая, а как там уже между ними трубы проходят — то такое...
Эта рама в стоковом виде была взвешена чисто для поржать. Точных цифр не помню, но она оказалась грамм на 300 тяжелее рамы дорожного "Минска" 1972 г (типа Украины)...
Прошу обратить внимание, я не ору на весь инет, что Турист такой — , тем более, среди велосипедистов. Просто беспристрастно описываю изделие. Я склонен такое орать среди барыг, а то есть юмористы, что за такую комплектную заготовку по 450-500 грн просят . Но практически вся комплектуха от него пошла в дело на разные проекты после переборки, и я на неё совершенно не жалуюсь. Спорными остаются только тормоза — у меня они пока без дела валяются, тем не менее, вижу их в работе как на улицах, так и на форуме.
Это я вот к чему (особенно новичкам). Если у Вас оказалось такое БЕСПЛАТНО (отдали, в гараже нашлось, за бутылку, за 100 грн у металлоломщиков) — смело закатывайте рукава и принимайтесь за работу. Во- первых, отличный полигон для тренировки и экспериментов. Во-вторых, Ваши следующие работы обязательно будут лучше, и Вы сможете лучше почувствовать и оценить разницу. В-третьих, по приходу более приличной рамы (доперестроечной) всё, что Вы наработаете на этой, можно безболезненно перекрутить туда — большинство комплектухи вполне юзабельно. А что окажется таки полным Г, заменяется на аналогичное с барахолки, только исправное. При этом совершенно ни к чему покупать что-то современное и дорогое — таким образом Ваш первый проект обойдётся в копейки, и это в-четвёртых. Строго говоря, из приведенной заготовки я бы смог построить велосипед, заменив только обода, спицы, шины и седло — и он вполне сгодился бы за дачный (даже не алкобайк), гостевой и т.п. Практически так и получилось, только комплектуха с этой рамы разошлась по другим, а сюда поставилась другая. А пока такой турист единственный — можно им и самому пользоваться было бы, хоть на даче, хоть в городе.
Вобщем, ПОКУПАТЬ такое — не лучшее решение, но если досталось на шару — отметаем сомнение и учимся лепить из говна пулю делать велосипеды из металлолома. Всё получится и будет не так плохо, как некоторые любят тут рассказывать. Турист плох не как велосипед, а как ГОНОЧНЫЙ велосипед. Ну Феррари — плохой самосвал и на дачу да по магазинам на нём ездить не очень, Жигуль в стоке — неважный гонщик и на стройке лишний, а Камаз с фурой — и гонщик хреновый, и на даче не поместится. Так какой из этих автомобилей лишний под Солнцем? Переделка камаза в личный легковой автомобиль — затея тоже несколько авантюрная...
________________________
Итак, хотелось сделать раму дамской, простейший способ — как делают в деревнях с украинами — отрезать от подседельного хомута горизонтальную трубу, и приварить её ниже. Т.е. повторить заводскую простую дамскую раму. Однако на этом пути есть засада. Представьте себе схему сил, действующих в такой раме. Верхняя труба стремится изогнуть подседельную:
Из-за этого, на заводе в таких рамах применяют усиленную подседельную трубу — с увеличенной толщиной стенок. Причём и это не всегда помогает — попадаются и заводские рамы, погнутые в этом месте. А тут труба не усилена...
Вобщем, была принята схема mixte. Коллега Volosaty несправедливо заметил , что в таких рамах нужно ногу высоко задирать. Однако занижение дамских рам сделано было когда-то для возможности езды в юбке с сохранением приличного вида, и с этой задачей рамы mixte вполне справляются. Многие из них имеют ещё слегка прогнутые вниз тонкие трубки — это придаёт более изящный вид, и даёт ещё несколько см запаса на закидывание ноги негибким барышням . Я так и сделал. В итоге на виде сбоку видно, что моя рама и стоковая рама дамского туриста примерно одинаковы в этом смысле.
Зато у меня осевые силы от тонких верхних трубок не гнут подседельную трубу в самом нежном месте, а передаются на заднюю ось. Мало того, эти трубки образуют поперечную ферму, чего нет даже на обычных гоночных велах, придавая солидную боковую жёсткость раме — это особенно актуально для моей, в девичестве пластилиновой.
Ну и по дизайну из всех вариантов дамских рам, этот наиболее подходит для велосипеда с некими спортивными мотивами — ведь рамы с разными изогнутыми трубами изящны, красивы, но более гламурны. А с прямой (как все советские, кроме прекрасной В-22) — убогое одоробло как внешне, так и конструктивно. Вобщем, выбора у меня практически не было — только mixte. Да и более гламурные велы на подобных рамах тоже неплохи, при случае попробую...
По работе, здесь была отрезана под основания верхняя труба. Около седла так и оставил кусок луга, и глушить не стал — во-первых, меньше работы , во-вторых мне понравилось, как через дырку выглядывает хром глагола. На убогой штампованой рулевой пришлось обрезать всё, что торчит, заподлицо с её цилиндрической поверхностью. При этом образовалось кривоватое страшненькое отверстие дырка. Не долго думая, заглушил его накладкой, к которой припаял трубки. Т.к. рама экспериментальная, серьёзней заморачиваться не стал. В будущем хочется попробовать исполнить этот узел более "фирменно", повидимому с заменой рулевого стакана.
Сами трубки купил нержавеющие 12х1 мм. Из-за этого всю пайку пришлось вести серебром . Но возможно, применение этих труб немного добавило раме приятности в поведении.
Как раз на этой раме экспериментировал с разными газами и горелками (летающая лаборатория во всех смыслах!), и намучившись с колхозом, после неё таки собрал себе нормальный пост газосварщика.
На таких рамах замечательно смотрятся тормоза с центральной тягой на "средних" задних перьях, при этом короткий тросик несколько длиннее обычного пропускается вокруг подседельной трубы. Но у меня не было тогда подходящих тормозов, да на подходе была рама Ностльгического Минска , на который изначально планировались ви-брейки, и хотелось на чём-то порепетировать, ибо я раньше их не ставил, да те ви-брейки от ашана сейчас самый дешёвый тормоз... Вобщем, так они и появились на этом проекте. Естественно, сама по себе установка таких тормозов на советские рамы — глупость, за очень редким исключением. Но мне нужны были эксперименты.
Т.к. покупные пивоты имели маленькую плоскость для пайки (пробовал серебром к нержавейке — сбивались молотком, но может я тогда неуверенно паял), а рама из вполне допускает сварку, я приварил их электричеством. Работают. Задний тормоз настроен так, чтобы "хватал" аж в конце хода ручки — усилия достаточно для блокировки колеса, а перья не так сильно раздвигает.
Ошибочка вышла в том, что пивоты и сзади и спереди оказались слишком узко установленными. Из-за этого рычаги стоят с огромным развалом, и еле хватило регулировок колодок, чтобы они правильно работали.
Зато теперь знаю, что оси пивотов должны располагаться на перьях на 30 мм ниже оси тормозной дорожки обода, а расстояние по ширине между центрами пивотов должно на 50 — 60 мм быть больше, чем ширина обода. Каковые знания и были применены на вышеупомянутом Минске.
Ну вроде вотЪ.
Репост оттуда, 1.08.2014.
Ну вот, ещё один проект готов и счастливый хозяин "Спорта" В-542 сейчас где-то наслаждается рассеканием по своему району, забыв про ужин (я так понимаю)
Когда я увидел эту кучу неплохо сохранившегося в кулёчках хлама (главное — комплектного, не пришлось с выпучеными глазами искать оригинальные мелочи), почему-то сразу вспомнились некоторые велосипеды московских коллег HENK75 и Jansky83 и из этого захотелось сделать нечто подобное. Типа реставрация, но несколько приукрашеная, поднавороченая слегка. С элементами тюнинга, но не нарушающая стилистику той эпохи. Естественно, для себя я со смехом назвал такой подход "Москоу стайл"
В основном, железо сохранено родное как внутри, так и снаружи. Но естественно, всё приведено в нормальный вид и техническое состояние .
Мостики рамы были наполовину оторваны — пришлось паять.
Использован припой ПСР-20 и пропан-кислородная горелка. Места пайки по замыслу должны были быть окрашены от коррозии и зашиты кожей близкого к раме цвета. Но с кожей как-то не заладилось, в итоге оказалось, что закрашеные чёрной ПФ-115 те места хорошо защищены и не бросаются в глаза.
Рама была обработана автокосметикой, хромированые детали — лимонной кислотой. Алюминий — выведен шлифовкой и отполирован. "Итальянского" вида болтики — нерж из "Солди" с переточеными и отполироваными головками.
Обода родные, отполированые. С одним ободом вышла лажа — опишу её ещё и здесь. Один обод с одной стороны оказался буквально на миллиметр меньшего диаметра, чем того хотела покрышка Impac. Только один и только с одной стороны. При этом родные пьяные удавы чувствовали там себя вполне комфортно. Мне пришлось менять обод (благо, запас есть ). Так что если по какой-то причине хочется сохранить ругаемые всеми туристовские обода, сначала лучше надеть на него его будущую шину, накачать до максимального давления, и убедиться, что всё в порядке. Обратите внимание, что обода такого профиля (без внутреннего "зацепа" допускают давление атмосфер 5 — не больше. Я нашёл комфортным и быстрым этот велосипед с этими шинами при давлении 55 PSI.
Ну, действительно, геометрия ободов — не фонтан. Но всё не так страшно, как можно подумать. Из кучи ободов можно выбрать неплохие, и собрать на них приятные колёса. Восьмёрок нет, тормоза не бьют и т.п. Советские спицы при этом оставлять таки нежелательно.
Здесь я применил нержавеющие спицы. Думаю, эти колёса будут служить долго и хорошо. Тем более хозяин весит немного и человек аккуратный, к том же он влюбился в этот велосипед ещё на стадии "кучи хлама".
Неродной также руль — он современный с рынка. Стальной, хромированный. Всем показался удобным именно при такой установке, как на фото. Отличный туристический руль.
В оригинальной перекидке (кстати, довольно редкой — с алюминиевой штампованой деталькой параллелограмма с надписью "ХВЗ") применена "чужая", но тоже ХВЗшная обойма с роликами. Сами ролики менять не захотелось — если что, это сделать недолго и недорого. Из хулиганских соображений они у меня проварены в парафине для цепи За 100 км полёт абсолютно нормальный. Посмотрим.
Цепь 8-скоростная ВВВ с замком. Работает, естественно, на парафине.
Ну, понятно, все шарики новые калиброваные, конусы-чашки выведены и т.п. Новые также тросики и их рубашки, за исключением коротких горизонтальных тросиков на самих "крабах".
Добавлено: 07-04-2017 20:44:22
ant1k
Антон, спасибо за фотки! Фшоке от их красоты Ещё чуть-чуть, и получилось бы преукрашение велосипеда
Красивый получился велосипед!!Прям ух!!Я о Корбине с "торпедо"
Спасибо. Да многолетнее обсасывание вопроса про гнутые тормозным рычагом перья показывает, что опасаться особо нечего. Сильно редко и бессистемно вылазит. Просто не везёт в этих случаях.
Дополнительная страховка — два тормоза. Всё равно передний — основной.
Константин, не могли бы вы сделать фото сумочки на Корбине, и если есть возможность выверните ее и с фотографируйте с изнанки и нужны размеры , чтобы сделать выкройку.
Чуть позже, может и не сегодня
Спасибо. Да многолетнее обсасывание вопроса про гнутые тормозным рычагом перья показывает, что опасаться особо нечего. Сильно редко и бессистемно вылазит. Просто не везёт в этих случаях.
Дополнительная страховка — два тормоза. Всё равно передний — основной.
После проблем на своем с "пентаспортом" ножным,частенько стал засматриваться на перья с данным тормозом,и о ужасть увидал на "минске" не сильно но видно, хвз"прогрессе"... Что за болячка непонятная...
Воот. Минск. На Минске (дорожном) очень изящные трубки. Визуально (лень под стол со штангелем лазить) — тоньше туриста, а в Украине перья вообще намного грубее . Сталь на всех этих рамах простая. Торпедо — единственный штатный тормоз этих велосипедов. И что, много их гнутых?
Полюс я не считаю нормальным сейчас пользоваться велосипедом без переднего тормоза, а это конкретно снижает риск такого загибания. Так что продолжаю считать эту проблему локальным стихийным бедствием.
У меня из детства есть яркое воспоминание (или приснилось) но помню прикол, что при торможении в Украине меня задней педалью нехило подбросило))) Бывают такие неисправности или это привиделось?
Бывают. Как раз одна из возможных причин — горбатое крепление тормзного рычага или обрыв хомута/болтика.
Воот. Минск. На Минске (дорожном) очень изящные трубки. Визуально (лень под стол со штангелем лазить) — тоньше туриста, а в Украине перья вообще намного грубее . Сталь на всех этих рамах простая. Торпедо — единственный штатный тормоз этих велосипедов. И что, много их гнутых?
Полюс я не считаю нормальным сейчас пользоваться велосипедом без переднего тормоза, а это конкретно снижает риск такого загибания. Так что продолжаю считать эту проблему локальным стихийным бедствием.
Значит я локальное стихийное бедствие)))
Минск я купил с уже гнутым пером,но там реально непонятно кто ездил на нем общее состояние очень хорошее,но ось педали приварена к шатуну(правая)и рама чуууть крутнута торпедой,но не критично.
п.с. после покупки тормоза были отвратительны,при торможении скрипели жутко.Могу предсказать,что гнутое перо получается из за ударной нагрузки,например торможение резкое по "стиральной доске",по ямам. Один тормоз это конечно печально,но клещи не хочется,.Не отказался бы от барабанного тормоза с динамовтулкой.
Репост 23.07.2014
Воот, так подгон у меня приятный — подарили "Украину" В-134 выпуска 1969 г из-под забора:
Тачка решает проблему недостатка гостевых велов на даче (а то некоторые гости повадились на шосссейной резине приезжать, как и я на Табуретке ), ну и хочется один вел иметь не авторский,а восстановленый оригинал постарше — этот по году выпуска старше меня на 4 года — годится
Решено по возможности использовать всё родное в том состоянии, до которого его удастся восстановить. Некоторые мелочи будут заменены аналогичными, неотличимыми от родных..
Краска останется родная (как для дачи и такого возраста, сохранилась неплохо, тем более, Антон меня велосипедом переехать обещал, если я посягну на эту краску ) , велосипед уже разобран на молекулы и хром откис в лимонной кислоте. Состояние его — так себе, на ободах кое-где пузырями, на некоторых деталях немного есть мелкие пузырьки, сыпь и потёртости. Ну... в отмытом состоянии вроде выглядит терпимо.
Корпус Торпедо почти облез, но у меня есть менее облезлый точно такой же — с надписью "Харьков" без вензелей и с маслёнкой (здесь от маслёнки только дырка осталась). Облезлый родной подседел будет заменён на длинный от складного — гости бывают разного роста, да и мне иногда захочется на этом веле покатать.
Каркас седла в отличном состоянии (оказался после отмывания), но шкура убита в хлам. Порадовали грипсы в отличном состоянии, вынос.
Не хватает нескольких спиц — добавлю такие же. Родные спицы очищены патентованым способом (никакой лимонной кислоты, она цинк пожрёт! — спицы легко оттираются нерж. мочалкой для посуды насухую, бронзовые никелированые ниппеля откисаются в ортофосфорной кислоте) При сборке колёс отойду от оригинала — поставлю шайбы под головки спиц и применю мастеровой набор вместо фабричного.
В подшипниках заменю только шарики на новые. Вообще, поразило качество и состояние подшипников (торпеду ещё не разбирал, остальное разобрано). Постараюсь все детали оставить родные, только вывести. Впрочем, осмотр рулевой, каретки, передней втулки показал, что не "постараюсь", а так оно и будет.
Вобщем, как-то так.
Каретка только отмыта — до моих полировок! (щлифовка, ясно, и близко не нужна)
Геометрия (нормальные люди делают это ДО косметики Впрочем, я косметику несколько раз повторял — так понравилось)
Каркасы сидух "от старой Украины" несколько различаются (мой — верхний):
Маркировка внутри обода (этот остался, а задний, увы, пришлось заменить аналогичным, но безымянным):
Потроха "Торпедо". Всё родное, на всех почти деталях маркировка "ХВЗ" (на малом конусе видна немного под моим уплотнением) Чуууть-чуть отличаются формой деталей от более новых. Ведущий конус-пятерик придётся таки менять, уже нашёл такой же, с острыми гранями. Дело в том, что питтинг на дорожках был сильный, из-за этого даже пришлось насыпать шарики без сепаратора. В левом подшипнике ситуация получше (правую именно дорожку как раз не видно), но я побоялся полностью убирать микрораковины, чтобы не превысить глубину термообработки. Подшипник там со старым сепаратором на новых шариках. впрочем, и в сто раз худшие "на ходу" пребывают десятки лет.
На даче без инета долго решал, какой рычаг поставить, тем более, его могли заменять — втулка пришла с поставленым матом рычагом. Увидев живую вроде оригинальную В-120, и немного подумав, выбрал и себе нижний. Почему-то решил, что на прямые дропы нужно ставить такой, а на косые — верхний. Хочу Знать, обьяснить не могу . Как-то оно гармоничнее
Ну и в процессе
Кроковод → Частные темы. Только велосипеды. → Гараж Кисы