Тема: Втулки — передние и бестормозные задние.
Тема о механизмах и корпусах втулок. Проблемы совместимости со спицами рассматриваются в теме о комплектации и сборке колёс https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=165 .
______________________
Работать со втулками можно как в составе колеса до или после спицевого набора , так и отдельно — смотрим по конкретной ситуации. Единственно, если курочим заднюю втулку с трещёткой, снять, или даже просто разобрать трещётку, не снимая её, нормально удаётся только на собраном колесе. Дело в том, что основание трещётки накручено на корпус втулки и затянуто усилием педалирования, а часто ещё и прикипает из-за соединения разнородных металлов. Для скручивания её приходится пользоваться ключами с большим рычагом, и удержать втулку можно только за обод собранного колеса. Никакие тиски в этом случае не помогают, ими можно только повредить корпус втулки. Ну и крышка трещётки тоже не всегда легко поддаётся. Собственно о борьбе с трещётками поговорим позже, когда дойдём до особенностей спортивных и легкодорожных велосипедов.
Передняя втулка. Устроены они все одинаково, отличаются лишь размерами своих элементов, да количеством отверстий под спицы. Некоторые имеют съёмные пластиковые или металлические пыльники,тогда возможно применение подшипников с сепараторами (если нет съёмного пыльника — его роль выполняет элемент корпуса — подшипник с сепараторм даже установить невозможно). Диаметр шариков во всех советских передних втулках 5,0 мм. Раз пошёл разговор о видах и размерах, рассмотрим.
Практически все советские дорожные, складные и подростковые велосипеды имеют ось диаметром 8 мм с резьбой М8х1. Установочная ширина втулки (между дропами вилки) 90 мм. Отверстий под спицы 32. Собственно, все эти втулки одинаковы. Обычно в них взаимозаменяемы все элементы — от оси до корпуса.
Втулки складных велосипедов (Салют, Минск, Аист) могут иметь 36 отверстий под спицы.
Втулка большинства "туристов" точно такая же, но тоже отличается количеством отверстий под спицы — их 36, остальное (ось, конуса) тоже взаимозаменяемо. Редко, но попадаются туристовские втулки на 36 дыр, с алюминиевыми фланцами — это от туристов, которые назывались "Спорт" В-541 или 542, такие же, только с осью под эксцентрик, замечены на старинных "Чемпионах" — предках "Старт-шоссе". Ширина у них 100 мм.Корпус их полностью аналогичен "чемпионовской", но имеет выбитые буквы "ХВЗ". В то время, как на чемпионовской маркировки нет.В-541 и 542 с такими втулками также имеют т.н. "изящную" вилку https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 95#p105495
Но на том же В-542 также установлено много обычных толстых туристовских вилок с обычными железными втулками шириной 90 мм.
Самые последние туристы (~91-92 г) имели алюминиевые втулки, похожие по корпусу со "Старт-Шоссе" тех же лет (напоминали "спецзаказ"), но передняя туристовской установочной ширины 90 мм и с универсальными дорожно-туристскими потрохами под ось 8 мм. Диаметр отверстий под спицы — их 36, как в любом туристе — 2,3 мм (на стартоне спицы и отверстя под них тоньше).
Передние втулки гоночных велосипедов шире туристовских и дорожных и имеют более толстую ось — резьба М9х1. Установочная ширина между дропами 100 мм (т.е. стартоновскую втулку просто так в туристовскую вилку не впихнуть, и наоборот!). В трековых соревнованиях запрещено крепление колёс барашками и эксцентриками, поэтому трековые втулки отличаются цельной осью под гайки (при одинаковом корпусе). Оси "Старт-Шоссе" и шоссейных "спецзаказов" зажимаются в вилке эксцентриком, поэтому они короткие (едва выступают за контргайки) и имеют сквозное отверстие для тяги эксцентрика. Передняя их ось имеет редкую резьбу М9х1, что вызывает немалую головную боль при утере или порче конуса и т.п.
Наиболее ходовые варианты корпусов гоночных втулок — со стальным корпусом и напрессоваными алюминиевыми фланцами — высоким либо низким. Попадаются также поздние цельноалюминиевые втулки (~92-93 гг, эти "Старт-Шоссе" уже назывались "Спорт"). Они похожи по форме (но не по материалу и качеству) на "спецзаказ". От подобных передних туристовских тех же лет отличаются шириной (под вилку 100 мм), осью, как и все СШ, и диаметром отверстий под спицы — здесь они 2,1 мм. Ну и спецзаказ попадается — конструктивно и по размерам они такие же, как поздние СШ, только качеством применяемых материалов и исполнением получше, немного отличаются внешне.
СШ поздний ("Спорт") — цельноалюминиевые
CШ низкий фланец:
Задние втулки советских спортивных и легкодорожных велосипедов внешним видом и конструкцией особо не отличаются внешне, конструктивно и по работе с ними от парных передних, но понятно, дополнены трещёткой — либо несъёмной (но разборной, как стальная туристовская втулка) либо на резьбе. Трековые имеют несколько большее расстояние между фланцами и резьбу под фиксозвезду и локринг (впрочем, видал и трековые вроде втулки без локринга). Все эти втулки имеют ось диаметром 10 мм с резьбой М10х1 — либо полую под эксцентрик, либо цельную под крепление обычными гайками или барашками. Шарики в подшипниках имеют диаметр 6,0 мм, сепараторные подшипники не применяются.
Работа с такими задними собственно втулками ничем не отличается от таковой с передними, а разборки с трещётками устроим позже. В случае несъёмной (или неснимаемой от прикипания) трещётки с правым подшипником возиться несколько хлопотно, но приходится. Гинекологическим методом.
Трековые ("Рекорд"). Ось в задних аналогична Туристу.
Трековые СЗ или то, что за них считается: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 62#p169762
Редко, но попадаются на советских велосипедах задние втулки с одинарным фривилом (часто индийского производства) — слесарная магия ничем не отличается — важно только понять, что там за резьба, по которой накручен фривил.
Спортивные и легкодорожные советские задние втулки расчитаны на ширину между дропами 115 — 125
Работа.. работа собственно и описана в ОКВП, так что милости прошу туда https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=53
Хочется только порекомендовать сепараторные подшипники (если таковые попались) по возможности всё-таки заменять набором шариков, не забывая о правиле "минус 1".
Задние втулки Туриста подробнее
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 242#p11242
Самодельный высокий фланец на втулку на примере торпедо
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 07#p223907
Трещины в передних дорожных втулках. Распиливаем корпус втулки.
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 78#p233978
Замена оси с дырявой эксцентрика на нормальную
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 09#p244309
Резьбы осей втулок
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 69#p254369
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.