Тема: Спутник В-301 (восстановление).

Приветствую форумчане.
Никогда бы не подумал, что заражусь желанием что то восстанавливать, но случилось  img/bs
Помогая наводить порядок на даче бабушки супруги, на чердаке увидел его и все... Хотя, любовь к данному виду велосипедов еще с детства, будучи школьником, увидев такой во дворе я уже был в восторге от такого технологичного (разумеется на то время, а это где-то начало 90-х), спортивного, с тонкими колесами велосипеда.
Фигня вопрос, 30 лет и мечты сбываются  img/ag .

Посмотрел на раму — 75 год, 45 лет img/ai , старше меня дяденька, но видимо если на нем и ездили, то либо не много, либо аккуратно, поэтому для своего возраста он выглядит великолепно. Да, время тоже не беспощадно, пыль, закаменевшая смазка, сгнившие нитки седла, ржавчина все-таки посетили его, но в целом он не плох.
Так потрескавшаяся резина (камеры не лопнули, но на одной расклеился стык), заднее колесо с приличной 8-ркой, переключатель загнут в спицы, рваные тросы, ну в-общем для работы есть пункты.

Первым делом отмыл с мылом и теплой водой, потом все разобрал до винтика и начал чистить, мыть, снимать ржавчину...

Таким я его привез домой.
Спутник В-301 (восстановление). Спутник В-301 (восстановление). Спутник В-301 (восстановление). Спутник В-301 (восстановление). Спутник В-301 (восстановление).

Добавлено: 25-10-2020 02:29:49

Спутник В-301 (восстановление).


Добавлено: 25-10-2020 02:30:42

Начало борьбы с рыжим вирусом. Что то по советам драил пищевой фольгой, что то с более серьезной подмогой, вроде преобразователя ржавчины.

2

Re: Спутник В-301 (восстановление).

Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).

Добавлено: 25-10-2020 02:35:54

Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).


Добавлено: 25-10-2020 02:37:51

С алюминием немного уже проще и веселее.
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).


Добавлено: 25-10-2020 02:39:02

Никогда не делал, но 8рка в пару сантиметров говорит — не боись, разбирай и заодно научишься и спицевать и ровнять. Ну и заодно так куда легче отмыть спицы и втулки.
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление). Спутник В-301 (восстановление).

Re: Спутник В-301 (восстановление).

Седло помимо прогнивших ниток в целом живое. Снял с каркаса, распорол, постирал кожзам, прополоскал войлок. Сам каркас так же от коррозии почистил.
Дальше нитки с иголкой и прошивка, благо по готовым отверстиям прошивать проще-простого.
Клепки одной нет... придется подбирать, те что имеются очищены от ржавчины, чуток отполированы вместе с шильдиком "Харьков"
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).

Добавлено: 25-10-2020 02:40:28

Сумка для инструментов вроде бы и выше всех и под седлом, но клепки, замок и застежки все покрылись ржавчиной. Так же были помыты почищены.
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).


Добавлено: 25-10-2020 02:40:50

Раму решил не трогать. Прошелся полиролью с воском.

Из трудностей, с какими пришлось по неопытности столкнуться.
Переспицевал заднее колесо по центру втулки img/ah , как итог, колесо сместилось, давай изучать вопрос, сделал зонт, теперь стоит по центру.
Проклейка стыка камеры. Сначала ломал мозг,  как/на чем/с помощью какой матери все это натянуть для проклейки, потом оказалось что Момент универсал не прилипает к камере img/bs , психанул, купил новую камеру под автониппель. Но потом в итоге заклеил клеем для ПВХ лодок и поверх еще проклеил ленту.

На данный момент из нерешенных проблем:
1. Крылья. Были загибы, соответственно в тех местах ржавчина, низы крыльев и внутренняя сторона переднего крыла с облупившийся краской.
2. Кривая большая звезда. Виляет пакет задних звезд (причем, как то странно выглядит крайняя кромка, имеется неровная щель) Может все же не износ что то в сборке пакета?
Погнут успокоитель. Из-за этого на 4-ой скорости может слететь цепь (натяжитель уже пружину натянул, стала слетать при раскручивании, до этого слетала при просто проворачивании педали). Виляние пакета, почитал — вроде как норма, пока вопрос отложен.
3. Резина. Одна еще ровная, вторая по трещинам повыдавливалась... Искать пару новых, одну новую, родную для аутентичности?
4. Ну и вопросы по самому процессу — Что не так стоит, что не так делаю (со стороны то виднее, да и опыта больше). Все ли родное? Есть подозрение на руль и вынос.
Выслушаю советы, рекомендации, да и вообще приветствуется любое общение по теме и нет.

Вообще, и не знал, что оказывается такие велосипеды еще колесят и оказывается целое сообщество огромное.


Добавлено: 25-10-2020 02:42:07

Что то похожее на велосипед
Спутник В-301 (восстановление).

Re: Спутник В-301 (восстановление).

Добро пожаловать!  img/kefir
По второму пункту.  Всё равно же разбирать втулки и трещетку нужно. Снимите все звезды,  почистите, проверьте их ровность на столе/стекле. Может, и уйдёт проблема.
Про кривой переключатель. Геометрию проверяли? Тут, скорее, дроп загнут, а не сам переклюк. Фото бы, вид строго сзади.
Третий пункт. Если планируете ездить, то резину лучше менять, обе покрышки. Если музей, то можно и родную оставить.
Четвёртый.  Вынос, похоже, не родной (более опытные коллеги поправят) и точно стоит задом наперёд.

Re: Спутник В-301 (восстановление).

img/kefir Добро пожаловать в стаю!

Несколько сумбурная работа, но явно видно везение с заготовкой плюс личное трудолюбие и соображение img/ag

Неясна концепция. Это может быть либо музей — тогда всё правильно, и нужно максимально тщательно воспроизводить заводской облик (но тогда на нём жалко много ездить), либо авторский велосипед для езды. Тогда ни к чему эти шины, седло, тросики и другие мелочи. Тормозные колодки.

В любом случае, раму сначала нужно подвергнуть не косметике, а контролю и правке геометрии https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=105 . Косметика — дело нехитрое https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 299#p12299  img/ag

С подшипниками работают так https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=53 , а не "перебирают". В случае "музея" и лени калибровать шарики, нужно при разборке отдельно складывать шарики одного подшипника, которые катались вместе. А не путать в кучу шарики из левого и правого подшипника колеса.

То, что Вы рискнули (и выиграли img/ag ) сразу самостоятельно перебрать колесо — это достойно уважения. Но Вы повторили заводскую сборку. Для "музея" это правильно, а для езды — не очень. https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=390#p390 — там важное продолжение на следующей странице ещё.
Кстати, это кусок из книги, которая весьма рекомендуется (я, как автор, прямо настаиваю img/bm ) к изучению. Там сконцентрирован опыт Сообщества и по нотам расписаны многие вещи. Особенно — концептуально-технические.

С ржавым хромом можно бороться так  https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=4435#p4435 Но только с хромом, не с цинком! А спицы я железной мочалкой для посуды драю https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=9245#p9245
В этой теме есть про звёзды  https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=365 , причём регулярно.

Иван пишет:

— не боись, разбирай и заодно научишься и спицевать и ровнять.

Только перед сборкой нужно выровнять обод. На сборку он уже должен поступать как можно более ровным. Вытянутое спицами — то пустое. Колесо круглое, а картина напряжений в нём квадратная.

Руль с выносом не отсюда. Тормоз с надписью "Харьков" тоже. Не уверен, что система родная, как и педали.

В общем, интересно, наблюдаю. Перед тем, как что-то делать, сверяйтесь с опытом Сообщества. Спрашивайте или хотябы сообщайте о своих планах — вовремя остановим img/bj или посоветуем, как сделать лучше, быстрее, дешевле.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Спутник В-301 (восстановление).

добро пожаловать! img/kefir
img/rest что это будет?

(25-10-2020 15:58:05 отредактировано Иван)

Re: Спутник В-301 (восстановление).

Так, постараюсь ответить по порядку и на все.

Всё равно же разбирать втулки и трещетку нужно. Снимите все звезды,  почистите, проверьте их ровность на столе/стекле. Может, и уйдёт проблема.

Да, уже. Когда разобрал полностью колесо, все отмыл и собрал. Не поленюсь, раскидаю еще. А то так и неясно, выработка или кривизна звезд. Склоняюсь пока ко второму, так, как уже писал, имеется некая щель в самом крайнем кольце (разборный ли пакет? может его просто дожать нужно?)
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).

Про кривой переключатель. Геометрию проверяли? Тут, скорее, дроп загнут

Переклюк да, не кривой. Петух был загнут в сторону колеса, не ручаюсь, что прям все идеально ровно, но старался максимально в двух проекциях выставить крепежный болт паралельно оси втулки.
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).
Спутник В-301 (восстановление).


Если планируете ездить, то резину лучше менять, обе покрышки. Если музей, то можно и родную оставить.


Да, буду ездить, если доведу до состояния, пригодного к езде img/ap А как вообще Я-77? Просто одна вполне годная, но если любой новодел заметное комфортнее/надежнее/безопаснее, то все понятно. А если что то "могут", то родную можно поискать.

Вынос, похоже, не родной  и точно стоит задом наперёд.

С выносом да, сразу показался "не отсюда". По поводу задом-наперед, оставил как было, по причине — руль ближе. А так как под ростовку 301го я уже мало дотягиваю, 169 рост, плюс кроме как на классике ни на чем не ездил, а тут почти прямая посадка получается (видимо до меня тоже не рослые катались).

Re: Спутник В-301 (восстановление).

img/bs https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=289#p289  img/rtfm

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Спутник В-301 (восстановление).

kisa пишет:

Неясна концепция.

Честно, и сам пока не понимаю, что...
Хочется оставить тем, кто он есть, чтобы лицо было узнаваемым, что именно это ХВЗ Спутник в-301. Но и довести до состояния как из магазина и не выйдет у меня и найти какую то деталь в идеале, та еще эпопея. Ну и разумеется, кататься на нем будет просто жалко.
Ну и хочется кататься, зачем такого прятать от людей.
Тросики, естественно лишь специалист увидит, родные или новодел, простому глазу — тросик и тросик, блестит, не висит, что то там тянет.
С шинами выше отписал, выслушаю за/против Я-77.
Седло, пока внешне нравится, как и что скажет мягкая точка, узнаю позже  img/ap
Колодки присмотрел такие, руками не оценивал, но думаю, что на данные тормоза должны встать
Спутник В-301 (восстановление).
Но, попутно буду пробовать сами колодки вырезать из покрышки. На ютубе как то видел, как восстанавливают протектора, нагретым инструментом нарезают рисунок, попробовать по этой технологии нарезать. Получится — будет полностью родные колодки, нет, тогда пусть будет хоть что то, лишь бы не быть без тормозов вовсе.

kisa пишет:

раму сначала нужно подвергнуть не косметике, а контролю и правке геометрии

С рамой явно выраженных искривлений, кроме петуха не обнаружено, до идеала выводить как то пока ни морально, ни теоретически подковано не имею в наличии img/ah
Видно по нему, что ни падали, не насиловали и перегружали его точно.

С подшипниками да, каюсь, не знал и что то даже не подумал... Левое это левое, правое это правое, разные нагрузки, разный износ  img/bu
Пока не поздно переберу, перемерю, хотя скорее всего смысл? Я же уже не знаю, кто на какой стороне работал...

kisa пишет:

повторили заводскую сборку. Для "музея" это правильно, а для езды — не очень. https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=390#p390 — там важное продолжение на следующей странице ещё.

Этот момент я уже нашел на стадии сборки. С шайбочками я не заморачивался, а вот про "переплетение" спиц, это сделано. Причем не с первого раза img/ag , сначало сделал как на не разобранном, без переплета. Потом посмотрел на стелсе, давай гуглить, нашел на ваше описание, собрал второе уже правильно. Потом переделал первое, переделал смещение, в общем наигрался от души я со спицами, теория запомнилась собственными ошибками на практике качественно.

kisa пишет:

Только перед сборкой нужно выровнять обод.

Восьмерка, как выяснилось, была наверное не от удара, а от просто не обслуживания, некоторое количество спиц было просто откручено. Обод ложил на ровную поверхность без спиц уже, восьмерки уже не было. (что то я этот момент в первом сообщении упустил, так бы не создавал дополнительных вопросов).

kisa пишет:

А спицы я железной мочалкой для посуды драю

Я как то метал побоялся, брал губку для посуды и чистящее средство для плит, порошок, и тоже, надраивал до белого цвета, даже где были раковины ржавчины ушли. Перецинковывать — что то и не знал, что такое делается. Но тут наверное уже на будущее смотреть в сторону новых спиц/ободов/или вообще колес, если буду проблемы.

kisa пишет:

Руль с выносом не отсюда.

Ясно, с выносом изначально сомневался. Руль, какой внешне который другой, не баран? В паспорте указано два вида. Второй как выглядит бы увидеть.
Спутник В-301 (восстановление).
Может это и есть — руль городского типа?
Педали, как я понимаю, те что с зубами, но еще и срезинками? Вроде этих?
Спутник В-301 (восстановление).

Добавлено: 25-10-2020 18:50:51

tork пишет:

что это будет?

Судя по всему "крокодил"   img/ab , но, по возможности, с максимально родным внешним видом.

Re: Спутник В-301 (восстановление).

Руль в истории ХВЗ посмотрите. Он очень приблизительно такой. И алюминиевый. А Ваш руль с выносом скручен с дорожного Минска или Урала. Или Суры. А тормозные ручки от барана.

Педали да.

Короче, Ваша концепция при удачном исполнении будет  называеться москоу стайл. Проще всего на форуме мне найти мой, но работ в такой школе у нас хватает https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=5730#p5730

Да подождите Вы гайки крутить — повезло, что пока ничего плохого не накрутили img/ag Колесо на фото не фабричным набором набрано? Не видно особо. Обод перед сборкой  на ровном столе должен лежать всей плоскостью.

Рама ровная, не битая?  img/bj  Опытные коллеги линейками и нитками проверяют, а дропы — спецприспособами. А у Вас, значится, ровная img/bs
С книги начинайте, и не по диагонали. И с тем в разделе Общих — они почти все со статей начинаются, иногда довольно жирных.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Спутник В-301 (восстановление).

img/ag  Иван,  примите что все рамы кривые по умолчанию..  очень очень очень редко бывает прямая..

Re: Спутник В-301 (восстановление).

Да оно понятно, что прямизны и не может быть, но и явных косяков не увидел.
Разумеется, линейка, уголок, глаза тоже — это делал. Я к тому, что нет прям уж диких уводов равных частей относительно друг друга, дуг, винтов и т.д., разумеется, некоторые разбеги присутствуют, но выводить миллиметры без приспособ даже и не думал, да и глядя на два современных российско-китайских велосипеда с нуля, у которых без пробега все уже несимметрично было, теми погрешностями, что есть пренебрег.

Re: Спутник В-301 (восстановление).

Все собрано, настроено и едет img/ab

С крыльями поработал над выравниванием, удалением ржавчины. Перекрашивать не стал. После чистки и отмывки покрыл двумя слоями цапонлака.

Купил руль баран.

Покрышка одна, видимо как пришла жара, начала таки вести себя в худшую сторону, заказал новодел... А так, родная понравилась, мягкая, дорогу держит. Протектор то не изношен, а вот от долгого пребывания в спущенном состоянии трещины начали расползаться.

Тормозные колодки не стал менять полностью, купил лишь китайские и заменил резинки.

Спутник В-301 (восстановление). Спутник В-301 (восстановление). Спутник В-301 (восстановление). Спутник В-301 (восстановление). Спутник В-301 (восстановление). Спутник В-301 (восстановление). Спутник В-301 (восстановление).

Как едет, как выглядит — мне лично очень нравится. После современного китайско-российского STELS-а просто самолет.
Изначально было непривычно с посадкой, потом, как привые, сел на стелс — какое же неудобное создание тот стелс img/ag
А Спутник — на нем хочется ехать, ехать и ехать.

По крыльям, края со сбитой краской бросаются в глаза, хочу поставить современные брызговики, те что надеваются на крыло, скрою эти сколы.
Спутник В-301 (восстановление).

Перестарался с отмыванием и смыл краску с шильдика — какая краска хорошо ляжет на хром? Нужно ласточку в черный цвет обязательно вернуть.

4

Re: Спутник В-301 (восстановление).

Краски для ногтей вроде рекомендуются.

"Ненавижу, когда все шагают в ногу одинаково стриженые, одинаково одетые, с одинаковыми мыслями в одинаково пустых головах" © Кий.

Re: Спутник В-301 (восстановление).

На хром лучше какой-то грунт, на него уже краску. Или что-то чёрное и липучее, вроде битумного лака. Серый битумный лак для подкрылков у меня на хромированных крыльях изнутри третий сезон держится, во всяком случае.
Брызговик будет задерживать влагу, что ускорит ржавление. Лучше уж неспешно перекрасить крылья зимой или, наоборот, в засушливый сезон.