Лоховские обода, или как я познакомился с Толиком
(доработаный репост моего сообщения с одного гаитянского форума, приношу извинения за некоторые фигуры речи)
Есть у нас в дачном посёлке мужик один. Заядлый рыбак. Мы изредка кивали друг другу, ибо все местные с детства друг другу примелькались, даже если не являются друзьями или знакомыми. И вот он подошёл как-то ко мне с вопросом:
— Я вижу, Вы плотно занимаетесь разными велосипедами?
— Есть такое — отвечаю.
Сам думаю: попросит либо вел подшаманить, либо предложит сарай от велохлама очистить. Обычно так и случается с полузнакомыми людьми — у знакомых давно велы пошаманены и сараи очищены .
— А у Вас не найдётся старого ненужного ржавого заднего колеса от Украины, самого завалящено — я заплачУ?
Я думаю: найдётся, но жаба давит, я собираю их из-за торпед (да и обода бывают неплохие). И хламом не торгую. Ну, т.е. я для себя понимаю — не подарю ли я ему, ведь денег за такие вещи я не беру. Но у меня друзей дофига, форумчанам — братьям по разуму железяки требуются не с базара часто, да и знакомым алкашам, которые мне заготовки приносят, тоже из чего-то алкобайки делать нужно, а этот мужик — кто он мне такой?... С другой стороны помочь хочется — и мужик приятный, и воПще.
— С какой целью интересуетесь — спрашиваю.
— Да я лодку таскаю на тележке к Днепру, тележка примитивная, облегчённая, колёса одной стороной оси прикручиваю (показывает), но если задняя ось 10 мм это выдерживает, передние 8 мм регулярно гнутся и ломаются. Хочу второе колесо тоже заднее поставить.
Пообещал посмотреть, так мы с ним и познакомились.
День смотрел я на свою кучу колёсного хлама в сарае — не увидел. Два смотрел — не увидел. Вроде делов на рыбью ногу, а вот поди ж ты — нет у меня для него колеса. Эти ржавые обода очистить покрасить — цаца будет. Это совсем металлолом — вынес приёмщикам. Втулки... ну минус тормоз, можно собрать из таких, что уже и на алкобайк не поставишь. Угу, соберу ему колесо на старых спицах, какой-то втулке... Стоп!
Вот же я из чучела велосипед делал https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 223#p14223 (правда то чучело-алкобайк за пару лет до того тоже я делал ) и осталось от него почти новое колесо. Фотка сделана прямо перед разборкой.
Колесо это появилось там моей тогдашней глупости и неопытности, куплено на базаре (за деньги хозяина ) , шиной там же укомплектовано этой.. с красной полоской... Пробег — до 100 км, новьё, ёпть! И на велосипед такое не поставишь. А ему — в самый раз. Вот и подарил я ему это колесо с радостью. И от хлама избавился, и велосипедные колёса сберёг для великов, и Толику помог.
Мало того, Толик улучил очень редкий момент, когда я употреблял алкоголь (я обычно категорически не пью, но чтобы не терять навыки , иногда позволяю себе вдумчиво покуролесить, обязательно на открытие и закрытие дачного сезона, а между тем — ни-ни), и несмотря на мои протесты (но под одобрение моих собутыльников ) водрузил мне на стол литр водки. Так что я ещё и в плюсе с этого гешефта остался! И мне почти не стыдно
Почему мне взападло я считаю неуместным ставить такое даже на алкобайки? Даже дарёное?
В этом колесе стоит кетайское фтулко на промах нижайшего качества. В этом колесе спицы сделаны из отходов производства сетки-рабицы. Мне надо, чтоб те алкаши тошнили мне каждую неделю, что то у него восьмёрка, то спица лопнула, то колесо хрустит и болтается? Они ж с велами не церемонятся не из неуважения ко мне , а... так получается. И работа у них тяжёлая — участки расчищать, сараи валять, деревья валить и т.д. А вообще стараются беречь — Киса вел делал, нихeа себе И служат мои велы у них по несколько лет, изредка эээ...теряясь, но не ломаясь.
Важный момент: даже они, даже лёжа под забором, утверждают, что "Костян строит велосипеды, которые приятно идут". Мой секрет, в основном, в подборе обода, но об этом ниже.
Да, подобными готовыми вилсетами завалены все базары. И их покупают из-за цены либо по незнанию, что оно такое, либо велосипедисты менее требовательные, чем мои алкаши. Потом говорят — а шо? у меня ездит
Ставить такое на приличные велосипеды не хочется ещё из-за того, что оно крашено чёрной краской. Это прёт галимой дешёвкой издалека. Ведь этим получена экономия — покрасить дешевле, чем анодировать или полировать. А выглядит "по-современному круто", прастихоспади.
Т.е. платить за готовый такой вилсет смысла совсем нет. За те же деньги (!) в Киеве на Куренёвке, например, можно не сходя с места купить отдельно приличную кетайскую втулку (даже промовые на одноразовый велосипед могут быть неплохи), спицы, которые не лопаются, правильный обод и заспицевать. Причём спицевать будет наш мастер, а не трудолюбивыйц китайский фабричный рабочий. Соответственно, набрано колесо будет мастеровым способом, с правильной натяжкой спиц, со снятием напряжений и т.д.
Единственное, что в этом колесе сделано с приличным качеством — это обод. Он на уровне Аванти, чуть похуже Вейнмана (у Вейнмана чуть ровнее исполнен стык обычно). Но качество — это ещё не всё. В ободе важна геометрия. Так вот НА ТАКОМ ОБОДЕ НЕВОЗМОЖНО ПОСТРОИТЬ ВЕЛОСИПЕД С ПРАВИЛЬНЫМ ХАРАКТЕРОМ.
Дело в том, что он двойной с довольно высоким профилем. Люди недалёкие приписывают такому ободу офигенно повышенную прочность. Это не совсем так, и для велосипеда класса Туриста прочности его родного обода вполне достаточно, как и для Украины — её обода.
Но такой обод имеет высокую жёсткость. Он несгибаемый. Мало того если удаётся его согнуть — а для этого нужны херовые спицы и неаккуратная эксплуатация — выровнять его часто уже не удаётся). Кроме того там, где более мягкий обод согнётся, этот треснет.
Настолько жёсткий обод хорош для скоростного асфальтового велосипеда типа фикса или шоссера (и то не всегда). Он прекрасно работает с жёстким же (с малым количеством крестов, или без крестов) спицевым набором и главное (!) с жёсткими тонкими шинами высокого давления — шириной 20-23 мм на давление 7 — 9 атм. Велосипед на таких колёсах необыкновенно резок и динамичен, быстр и требует малого приложения сил для движения.
Но именно эти обода имеют посадочную ширину 19-21 мм, и для установки таких шин не предназначены! На такую ширину обода ставятся шины шириной 28-37 мм, т.е. туристовские. Иногда, начитавшись придурковатой таблицы одного чувачка (непонятно, чем он вообще руководствовался), которую поместил в своей знаменитой статье Шелдон Браун, ставят шины и пошире — дорожные, а то и ещё более жирные. (Правильная таблица и соображения здесь https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=531#p531 )
Мягкая шина на жёстком ободе — это аналог постели, где на мягкий матрас укладывают жёсткую фанеру, и спят на ней. И ощущения от поездки на таком велосипеде такие же. Бетонная тележка на чугунных колёсах. Он не едет. Казалось бы, высокий жёсткий обод способствует динамике. Да, но всю динамику глушит широкая мягкая шина. Т.е. трясёт нас совершенно на шару, и скорость развить не получается. На таком велосипеде устаёшь и от вибрации жёсткого обода, и от сопротивления мягкой шины одновременно.
Попытки поиграть с давлением в шине, чтобы что-то улучшить, бесполезны. Снижаем давление — велосипед вообще к дороге прилипает, ехать невозможно из-за сопротивления. Повышаем давление — трясёт немилосердно, накат не появляется (только теперь из-за вибраций, а не из-за липнущих шин).
Вот и получается:
ЭТОТ ОБОД СЛИШКОМ ШИРОК ДЛЯ СВОЕЙ ЖЁСТКОСТИ, И ДЛЯ ШОССЕРА НЕ ГОДИТСЯ ПО ШИРИНЕ, А ДЛЯ ТУРИНГА, СИТИ ИЛИ ДОРОЖНИКА — ПО ВЫСОТЕ. К НЕМУ НЕВОЗМОЖНО ПОДОБРАТЬ НИ ПРАВИЛЬНУЮ ШИНУ, НИ ПРАВИЛЬНУЮ РАМУ.
Лекговерные покупатели ведутся на якобы высокую прочность, и если велосипед катится при нажатии на педали, они считают, что он едет. Такой обод в полтора раза дороже правильного одинарного той же ширины. Поэтому я называю эти обода лоховскими.
Прочности одинарного обода (стального или алюминиевого) достаточно для любого туринга или дорожника.
Вес двойного обода некритичен для туринга или дорожника
Таким образом, рассуждения вида "прочность против веса" здесь уводят в сторону от истины, т.е. от характера велосипеда.
Про первые впечатления, когда я (давно) подтвердил это своё "открытие" можно прочитать здесь: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=4870#p4870
С тех пор впечатления подтвердились и усилились мной, друзьями и коллегами на десятках СРАВНИВАЕМЫХ велосипедов за многие тысячи километров.
А с Толиком мы теперь хорошие знакомые.
Мой гаражМастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.