Тема: Определитель спортивных рам ХВЗ

Важно!
Эта тема закрыта для комментариев и вопросов. Не смогли установить модель? Требуется уточнение? Спросите в соседней теме (регистрация не нужна): https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=97

Материал охватывает спортивные модели ХВЗ примерно с 1960 года. Не забывайте сверяться с ещё одной соседней темой: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=26

"Старт-Шоссе" 1977-1978 годов выпуска посвящён отдельный пост: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 24#p124924

Трековые рамы в этой статье не рассматриваются.

«Спортом» может называться ЛЮБОЙ спортивный велосипед ХВЗ — от туринга до  «спецзаказа»: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=83

«Туристом» в Сообществе принято часто называть любой туринг ХВЗ, независимо от надписи на раме «Спорт», «Турист», или «Спутник».

Модель ХВЗ В-541 «Спорт» условно рассматривается только последней серии, которая попадается чаще других. Вариациям этой интереснейшей модели посвящена отдельная тема https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=794

Москва-80 — это уникальный велосипед, которых построено чуть больше полусотни, все они наперечёт известны, и стоят многие тысячи долларов. И он не имеет отношения к ХВЗ.  А «Старт-Шоссе» с деколями в честь Олимпиады клепали почти три  года в обычном темпе завода. Соответственно — выпущено десятки тысяч штук. Во избежание конфузов, следует называть их «Старт-Шоссе» олимпийской серии, «олимпийка».

Про «Спецзаказы», и с чем их путают: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=560

Обмеры рам: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=492

Тормоза спортивных велосипедов ХВЗ: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 718#p39718

Также следует знать, что шоссейные рамы ХВЗ можно разделить по геометрии на длинные (до 76 г — В-551,552,553,555), короткие (с 79г) и т.н. «мутные» (77-78 г). Разница между длинными и короткими описана здесь: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=1837#p1837
«Мутные» имеют заниженную каретку и больший наклон рулевой по сравнению и с ранними, и с поздними выпусками. В случае 58 роста, горизонтальная труба  «мутных» рам длиннее, чем на  всех остальных шоссейниках ХВЗ (у которых горизонтальная труба одинакова, независимо от роста и года выпуска). https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 24#p124924

Признаки спортивной рамы.
Прямые нижние задние перья с проштамповками для шины и системы (на дорожных рамах перья чаще всего, изогнуты в виде лиры):
Определитель спортивных рам ХВЗ

Наличие бонок для прокладки тросиков к заднему тормозу и переключателю (переключателям) передач. Может отсутствовать в полном объёме на «спецзаказе», где проводка организована навесными элементами на хомутах. Тем не менее, хотябы бонка у заднего переключателя припаяна к раме СЗ. На более простых моделях установлен весь комплект бонок. 
Определитель спортивных рам ХВЗ 

Наличие «петуха» для крепления заднего переключателя передач. На очень древних турингах, например, на В-33, отсутствует!
Определитель спортивных рам ХВЗ

Отверстие в верхнем заднем мостике, приспособленное для установки клещевого тормоза — т. е. по касательной к колесу (на дорожниках отверстие предназначено только для крыла, и просверлено по радиусу колеса)
Определитель спортивных рам ХВЗ


Спортивные рамы делятся на следующие категории:
1. Туринги (жаргонное — «туристы») под марками «Турист», «Спутник», «Спорт».
2. Массовые шоссейные велосипеды под марками «Чемпион», «Харьков», «Старт-Шоссе», «Спорт».
3. Шоссейные велосипеды более высокого уровня (жаргонное — «спецзаказы») под марками «Чемпион-Шоссе», «Спорт», «VELOSUPER».
Во избежание путаницы, на эти названия следует обращать внимание в последнюю очередь. Особенно — на надпись «Спорт».


Год выпуска рассматриваемых моделей, как правило, выбит на дропе:
Определитель спортивных рам ХВЗ

На очень старых, начала 1960-х гг, рамах турингов  он может оказаться также на подседельном узле сверху, вот здесь:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Серийный номер рамы, можно сказать, для нас ничего не значит. Они не расшифрованы, у массовой «олимпийки» они двух- (иногда трёх ) значные, при этом часто дублируются. 

Рама может оказаться странной. Не всегда модель рамы «по железу» соответствует своей окраске и комплектации. Попадаются переходные экземпляры, или экземпляры велосипедов, на изготовление которых пошли рамы из задела для другой модели.

Примеры

***
Например, туринг В-542-01 «Спорт» с манетками на выносе, выпускался в 1974-1977 годах. Позже был аналогичный 153-412 «Спорт» . Однако, его рама с характерными дополнительными бонками попадается в окраске, надписях и комплектации других моделей, с манетками на раме.  Естественно, в этих случаях бонки не задействованы. 

Бонки, деколи «Спорт» В-542 (без 01), 76 г:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Бонки, деколи "Турист", 79 г:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Бонки, деколи "Спутник", 80 г:
Определитель спортивных рам ХВЗ

А по железу рама во всех этих случаях — от модели В-542-01 «Спорт» с манетками на выносе.


***
Попадается и смешение моделей на одной раме по железу.  Велосипед 1982 года (на дропе  выбито 82 15). Рама от обычного постолимпийского  «Старт-Шоссе» по деколям и организации тросиков около каретки:
Определитель спортивных рам ХВЗ

А вот её рулевая колонка — от «олимпийки»:
Определитель спортивных рам ХВЗ
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ




Вот рама, изготовленная из элементов моделей В-541 и В-542
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 07#p137607


***
А вот рама, странная по деколям. По железу — типичный В-541. Это написано и на деколи подседельной трубы. Но на наклонной трубе гордо сияет имя... «Старт-Шоссе» — деколь от В-553. Хотя В-541 именовался «Спортом». Это не шоссейная рама, а типичный туринг — «турист», как мы говорим. Собственно, принципиальных различий с ХВЗ «Туристом» и нет, а написано...
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ



***
Экземпляр в окрасе ещё "мутного", но рама уже "олимпийки" https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 49#p180949
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ


Кроме того, не оскудевают земли наши умельцами. Для понимания, что можно сделать с рамой, имея всего лишь газосварочный пост:
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 470#p80470
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 91#p102191

Методика определения предлагается такая:
В каждом посте находим одну свою картинку, и читаем, к каким моделям она относится. По мере последовательного сравнения Вашей рамы с фотографиями из разных постов, лишнее будет отсеиваться, модель уточняться.

Например, по первому посту мы отделим шоссейные рамы от туристических, а в случае туристической — поймём примерное десятилетие её выпуска. Причём сможем сравнить  с годом на дропе, или уточнить его при неразборчивом оттиске.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Определитель спортивных рам ХВЗ

«Хохлома» (рисунок узлов рулевой)

С начала 1960-х годов рулевая колонка всех спортивных ХВЗ оформлялась похоже. Такое оформление на «Туристах» сохранялось до середины 1970-х гг, а на «Старт-Шоссе» — до конца (исключая олимпийскую серию 79-81 гг).   Но есть и различия, позволяющие уточнить назначение рамы.   На турингах («Турист», «Спутник», «Спорт») вот эти большие отверстия имеют меньший диаметр, а их окантовка — широкая:
Определитель спортивных рам ХВЗ

На шоссейных моделях («Чемпион», «Харьков», «Старт-Шоссе», «Спорт») отверстия широкие, окантовка тонкая:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Рядом «туринговая» и «шоссейная» (со стрелочками)  «хохлома». Разницу на фото лучше видно по нижним узлам:
Определитель спортивных рам ХВЗ

На «Старт-Шоссе» олимпийской серии (1979-1981 гг) применялся упрощённый рисунок:
Определитель спортивных рам ХВЗ

«Спецзаказ» («Чемпион-Шоссе») примерно до 1985 г:
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ
Обратите внимание: даже на этих двух велосипедах одного года узлы несколько различаются.

«Спецзаказ» («Спорт», «VELOSUPER») примерно с 1985 г. Как видим, узел рулевой неотличим от «олимпийской» серии «Старт-Шоссе»:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Туринги («Спорт», начиная с В-542-01, «Турист», «Спутник») примерно после 1976 г имеют упрощённую штампованную рулевую с имитацией узла.
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ


После примерно 1988 года с упрощённой рулевой «Туриста» исчез даже штампованный рисунок:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Как видно на фото, примерно в это же время заводская эмблема в виде накладного металлического  шильда отошла в прошлое, уступив место деколи. То же произошло со «Старт-Шоссе»:
Определитель спортивных рам ХВЗ

На поздних рамах Вы не найдёте ни шильдика, ни отверстий от его установки.

На ранних  «Старт-Шоссе» маленьких ростовок, шильд не помещался между декорацией узлов, поэтому на заводе его крепили так:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Определитель спортивных рам ХВЗ

Подседельный узел.

Подседельный узел всех турингов ХВЗ можно считать одинаковым. Обратите внимание на характерную конфигурацию фиттинга горизонтальной трубы, её можно считать характерной для всех турингов ХВЗ, более, чем за 30 лет:
Определитель спортивных рам ХВЗ


А у массовых шоссейных моделей есть некоторые отличия по годам. Узел «Чемпиона» В-551, «Харькова» В-552, «Старт-Шоссе» В-553, 555 и первых 155-411 до 1978 года, имел срез седловатой формы и декоративный «язычок»:
Определитель спортивных рам ХВЗ 

После срез стал плоским, и «язычок» убрали (Убрали только на подседельном узле! На фиттингах рулевой аналогичные  «язычки» остались до конца выпуска) . Подседельный узел «Старт-Шоссе» с 1979 г — олимпийской серии и позже:
Определитель спортивных рам ХВЗ



Подседельные узлы «спецзаказов» попадаются разные.
Вот несколько экземпляров «старых» (до 85 г) В-552И —  «Чемпион-Шоссе». Один из узлов похож на стартоновский, два — оригинальных, с «язычком» на подседельной трубе:
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ

На поздних, с 1985 г «спецзаказах» («Спорт»,«VELOSUPER»), подседельные узлы, в основном, с «язычком» на подседельной:
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Определитель спортивных рам ХВЗ

Задние стойки и перья.

В первую очередь (многие в курсе), по оформлению верхних концов стоек, можно отличить «спецзаказы» от остальных спортивных моделей ХВЗ. Мы уже видели это  выше на фотографиях подседельных узлов, взглянем ещё раз не на узел, а именно на законцовки стоек.   

Верхняя часть стоек «спецзаказов» оформлена в виде «иглы шприца» — трубка срезана под углом и закрыта элиптической заглушкой:
Определитель спортивных рам ХВЗ

На разных экземплярах трубка может быть срезана под несколько разными углами, соотвественно — элипс может быть больше или меньше. Кроме того, обычно заглушка имеет небольшой выступ, хотя он бывает очень слабо выражен:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Иногда законцовки СЗ могут оказаться и такими:
Определитель спортивных рам ХВЗ

В интернете известен также велосипед, определённый как СЗ, с таким верхом стоек:
Определитель спортивных рам ХВЗ


Остерегайтесь подделок «иглы шприца», точнее поделок умельцев. Наврядли это делалось для непорядочной продажи, скорее — для удовольствия, но при перепродаже в десятые руки рассказать могут всякое. Часто исполнены такие законцовки кустарно на вид, но бывают и очень качественные. Ничего технически плохого в этом нет, кроме дезинформации насчёт модели. Если Вы рассматриваете раму с «иглой шприца», как «спецзаказ», обязательно обращайте внимание на остальные признаки — в первую очередь, на узлы. Ведь «иглу» сделать настолько просто, что этим балуются просто для красоты собственного велосипеда: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 907#p82907


У массовых  шоссейных и туристических моделей конец трубки оформлен в виде «пули»:
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ



Больше для справки, чем для определения:
Сами стойки изначально на всех спортивных ХВЗ имели сложную, «тянутую» форму. В районе мостика — цилиндр, а к верхнему и к нижнему концу они сужаются в виде конусов. На шоссейных рамах это более ярко выражено, на туринговых — не так заметно, но есть. На «спецзаказах» конической выполнена только нижняя часть — от мостика к дропу, а верхняя — цилиндр.

Схематически, это выглядит так. Слева — «спецзаказ», справа — «Старт-Шоссе» и «туристы» , причём у «туристов» это менее заметно:
Определитель спортивных рам ХВЗ

На «спецзаказы» такие перья устанавливались всё время их выпуска.
На массовых шоссейных  моделях — до конца 80-х годов. После, последние версии «Старт-Шоссе» (в том числе и самые поздние, которые назывались «Спорт»), получили такие стойки, как на «спецзаказе» — с конусом только в нижней части, и цилиндрическим верхом.
На турингах попытки сэкономить на этой детали наблюдались уже в 1980-м году. Например, на этой раме «Спутиник»  задние стойки — просто цилиндрическая на всём протяжении трубка, ещё и меньшего диаметра, чем обычно:
Определитель спортивных рам ХВЗ

К концу 80 — х простые цилиндрические трубки без оттяжки на конус устанавливались уже на все «туристы» подряд.
Определитель спортивных рам ХВЗ

Немного о перьях, точнее — их толщины у каретки:

Riverdale пишет:

Рекорды бывают ранние и поздние, "ранние" заканчиваются приблизительно в 1968 году. У "ранних" перья как у коротких стартонов 20мм, у "шестизначных" дрокеров у всех только 22мм.

Спецзаказы В552И из хромансиля тоже до Олимпиады только с перьями 20, после — только с перьями 22. В 1981-83 переходные были, сделанные как получится.

Что интересно, у В-551 перья 20, но толщина больше на всей длине и перо тяжелее и жёстче, чем у стартонов.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Определитель спортивных рам ХВЗ

Мостики.

«Спецзаказы» В-552И, которые ещё «Чемпион-Шоссе», украшены трубчатыми мостиками с оформлением-усилением ромбиками. Иногда такие мостики попадаются на рамах более позднего выпуска. Часто также отверстие для тормоза усилено толстой шайбой, а то и специальной втулочкой:
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ

Примерно после середины 80-х В-552И под маркой уже «Спорт», а потом и «VELOSUPER» оснащались мостиками в виде простой прямой трубки без излишеств, даже без развальцовки:
Определитель спортивных рам ХВЗ


ВСЕ массовые шоссейные модели от «Чемпиона» В-551 до «Старт-Шоссе», который после развала обозвали «Спортом», имеют абсолютно одинаковые мостики — в виде трубки с развальцовкой по краям:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Иногда она бывает сплющена от кривых рук неудачного обслуживания:
Определитель спортивных рам ХВЗ


Гораздо большим разнообразием радуют мостики «Туристов» (помним, что из-за принципиальной одинаковости обычно так называют все туринги ХВЗ, независимо от надписи на раме — «Турист», «Спутник», или «Спорт»).
В-33, В-34 и В-541, как правило, имели такой же мостик, как на шоссейных моделях — развальцованную трубочку.
Определитель спортивных рам ХВЗ

На В-37 попробовали применить объёмный штампованный мостик:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Известны также В-34 1964 и В-39 1969 года с таким мостиком. Т.е. «переходных» годов, когда эти модели выпускались параллельно с В-37 — о подобной практике говорится под спойлером в первом посте.


С конца 1969 года на модели В-39 (уже в процессе её выпуска!)  мостик соптимизировали в пользу штампованного вот такой конфигурации:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Такие мостики применялись на всех турингах ХВЗ с начала 70-х по конец 80-х годов — В-301, В-542 и далее. Конкретные модели, напоминаю, можно установить в соседней теме https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=26 . К сожалению, приварка таких мостиков точечной сваркой — их ахиллесова пята. Нередко они приходят оборванными.


В конце 80-х гг, вместе с другими упрощениями (например — гладкой, «плоской», даже без узоров, штампованной рулевой) на «Турист»  пришёл плоский жестяной мостик:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Справедливости ради, стоит заметить, что несмотря на страшненький внешний вид,  со своей функцией он справляется лучше предыдущего, и в отличие от него, не отрывается.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Определитель спортивных рам ХВЗ

Дропы

Рамы массовых шоссейников с 1962 по 1976 год (модели В-552, В-553 и В-555 «Харьков» и «Старт-Шоссе») как по геометрии, так и по всем мелким признакам, описанным выше и ниже, полностью одинаковы. На первый взгляд. Однако, есть одно мелкое, почти неуловимое отличие.
Взгляните на их задние дропы. Дроп имеет облегчающее отверстие в виде треугольника.
Определитель спортивных рам ХВЗ

Вот отверстия как раз и разные на этих моделях.

На В-552 «Харьков» самые крупные, «размашистые» треугольники среди всех рассматриваемых моделей. Окантовка самая изящная:
Определитель спортивных рам ХВЗ

На В-553 «Харьков»/«Старт-Шоссе» передний край треугольника сдвинут назад, из-за чего треугольник стал немного меньше, а «мяса» дропа в этом месте стало больше:
Определитель спортивных рам ХВЗ

На В-555 «Старт-Шоссе» треугольник уменьшили со всех сторон, тело дропа стало ещё массивнее:
Определитель спортивных рам ХВЗ

На этой картинке также видна интересная деталь — ограничитель. Он задает оптимальное положение оси — на пересечении линий стоек и нижних перьев. После модели В-555 такие ограничители не попадаются.

Прокрутите перемоткой эти картинки, чтобы разница бросилась в глаза.
Определитель спортивных рам ХВЗ

Конечно, помним про переходные рамы тех лет, когда с одной модели переходили на другую (см первый пост). Попробуйте определить модель рамы на самом верхнем фото

отгадка

«ǝɔɔоm-ɯdɐɯɔ" 555-ʚ img/ag

Дропы, подобные показанным выше В-555, устанавливались и на все последующие модели «Старт-Шоссе» до конца 80-х годов.

В конце 80-х гг дропы стали более резкими по форме, с более чёткими углами. И появился вот такой объёмный элемент:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Такие детали продолжили устанавливать и на последней, уже постсоветской редакции «Старт-Шоссе» по имени «Спорт».

Самые красивые дропы из советских массовых устанавливались на «Чемпион» В-551. Они характерны только для этой модели. Отличительные признаки — отсутствие уха для крыльев/багажника (это единственный случай отсутствия проушин из всех рассматриваемых велосипедов), наличие регулировочных винтиков М4 на пружинках и специальных приливов для них.
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ

Не  совсем характерный дроп предсерийного выставочного В-551:
Определитель спортивных рам ХВЗ


Дропы «спецзаказов» В-552И попадаются, конечно, разные. Но подавляющее большинство из них по форме повторяет таковые у «Старт-Шоссе», только с более чёткими гранями:
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ


Дропы турингов ХВЗ вырублены из листа одним куском, из-за чего не имеют никакого рельефа. Между прочим, такой способ изготовления делает их гораздо более живучими, чем на тех же «Старт-Шоссе».

Дроп модели В-33 «Турист» изящен, и не имеет уха — «петуха» для переключателя передач. Переключатель этой модели устанавливался прямо на ось при помощи специального кронштейна:
Определитель спортивных рам ХВЗ

«Спутники» и «Спорты» моделей В-34, В-37, В-39 и некоторой части В-541 имели похожий изящный дроп, только с «петухом» для переключателя:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Начиная с последней серии В-541, и до конца выпуска всевозможных вариаций «Туристов», то есть, все туринги ХВЗ с начала 70-х гг до 90-х гг имели вырубленный из листа усиленный дроп — с широким в задней части телом:
Определитель спортивных рам ХВЗ

На некоторых моделях  облегчающее отверстие имет другую форму. Например, на В-541 с 1967 г — полукруг.

Помимо самих дропов, на этих снимках видны и заделки перьев в них. Как видно, на «спецзаказах» они несколько отличаются по виду от массовых как шоссейных велосипедов, так и турингов. На «СЗ» такая форма наконечников получена простой обрезкой заготовок и запаиванием. А на массовых  моделях концы перьев перед запайкой формировались в виде «пули».

Для общего развития можно посмотреть, как это делается в кустарных условиях (и представить производственные img/ag ) https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 735#p82735

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Определитель спортивных рам ХВЗ

Каретки.

Каретки всех «туристов» — турингов ХВЗ — одинаковы. Фиттинги для наклонной и подседельных труб обрезаны по прямой, без излишеств, а для перьев — имеют по два небольших декоративных выреза:
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ


Каретки всех шоссейных ХВЗ также между собой одинаковы, включая, как правило, и «спецзаказ».
Вот каретка «Старт-Шоссе» для примера, на фото видим фигурно обрезанные фиттинги наклонной и подседельной труб:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Отличия некоторых моделей заключаются лишь в способе проводки тросиков передач у этого узла. Иногда на корпусе каретки, или рядом,  есть для этого приспособления, иногда — нет. На подавляющем большинстве массовых шоссейных моделей от «Чемпиона» 1960-х до «Спорта» 1990-х, на узле каретки ничего нет, тросики проходят мимо, их оболочки упираются в бонки, имеющиеся на трубах рядом. Это мы и видим на фото выше.


Однако на «Старт-Шоссе» олимпийской серии 1979—1981 гг. тросики в районе каретки не имеют оболочки, и скользят по специальным направляющим, закреплённым на каретке:
Определитель спортивных рам ХВЗ


На ранних «спецзаказах» В-552И «Чемпион-Шоссе» на каретке обычно также нет дополнительных деталей. Но нет и оболочек, тросики проходят по направляющим. Однако эти направляющие — отдельные самостоятельные детали, к раме не относящиеся:
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ

На поздних В-552И («Спорт», «VELOSUPER») тросики проходят под кареткой, скользя по её корпусу. Для них припаяны направляющие — обрезки тонких трубочек:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Толщина нижних перьев у каретки на «спецзаказах» 22 мм (?), на массовых шоссейных моделях — 20 мм.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Определитель спортивных рам ХВЗ

Бонки и другие мелочи.

Бонки для тросиков.

На велосипеде В-551 «Чемпион», бонки в виде «пеньков» с направляющими кольцами, являются её изюминкой и визитной карточкой. Ни на одной другой модели таких нет (мы уже говорили то же самое о дропах этой модели). Если видим их на раме (убедившись, что это не самоделка) — это однозначно «Чемпион»:
Определитель спортивных рам ХВЗ

После, на всех массовых шоссейниках ХВЗ, начиная с В-552 «Харьков» и до последних, уже несоветских наследников «Старт-Шоссе» под именем «Спорт», все бонки имели одинаковый вид — цилиндр вдоль «своей» трубы рамы:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Никаких отличий в бонках массовых шоссейников между моделями нет.

«Спецзаказы» очень часто бонками оснащены весьма негусто. Может оказаться, что на раме установлена всего одна или две бонки — для заднего переключателя на нижнем пере. В этом случае, трос заднего тормоза проложен в цельной рубашке, закреплённой хомутами:
Определитель спортивных рам ХВЗ

А  варианты организации тросиков переключателей СЗ около каретки показаны выше. На поздних «спецзаказах» чаще попадается полный комплект бонок. Сами детальки — такие же, как на «Старт-Шоссе».

Бонки турингов В-33, В-34, В-37, В-39, В-541 имеют говорящую кличку «пенёк»:
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ

(В принципе, на «Чемпионе» тоже установлены те же «пеньки», только с направляющими кольцами.)

С модели В-542, бонки стали похожими на «шоссейные», показанные выше. Есть два микроскопических отличия: сами бонки имеют не цилиндрическую, а более изящную бочкообразную форму. И они крепятся на раме не пайкой, а контактной сваркой:
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ

Такие бонки устанавливались на все туринги ХВЗ с начала 1970-х годов до конца выпуска.

С модели В-542-01 «Спорт» предусматривались манетки на выносе. Соответственно, на раме появились дополнительные бонки.
Определитель спортивных рам ХВЗ

Что-то пошло не так, и на большинстве «туристов» манетки продолжили устанавливать на раму, оставляя эти бонки незанятыми. При том, что такая  рама использовалась на разных моделях в соответствующей окраске. Это показано под спойлером в первом посте. Примерно после 1980 г эти бонки с рам исчезли. 

Небольшой курьёз. В коллекции veloretro.ru есть 542-01 с манетками на выносе, которому не хватило такой рамы с дополнительными бонками, и оболочки тросиков вынужденно протянули через весь велосипед: http://veloretro.ru/pic.php?id=16&indx=6
Определитель спортивных рам ХВЗ
Такое исполнение попадается и в объявлениях о продаже.


Крепление и фиксация манеток.

Раз речь зашла о «такелаже» — проводке тросиков, обратим внимание ещё на несколько мелочей в районе манеток.

По слухам, на «спецзаказах» мощных спортсменов не выдерживала и получала усталостные трещины наклонная труба у хомута манеток. Это неудивительно — труба эта прилично нагружена, а сильно затянутый хомут создаёт концентрацию напряжений. Поэтому, на поздних СЗ, по образцу иностранных велосипедов, хомут упразднили, и манетки стали устанавливать прямо на специальные оси, запаянные в раму:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Чтобы нарамные манетки не сползали, на всех шоссейных ХВЗ — как массовых, так и ранних «спецзаказах» (с манетками на хомуте) устанавливали упор хомута манеток:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Эта деталь характерна для всех рассматриваемых шоссейных ХВЗ, кроме В-551 «Чемпион»,  (у которого манетки на руле) и тех СЗ, где ось манеток впаяна в раму.

На большинстве турингов ХВЗ такая деталь отсутствует. Однако на некоторых В-39 «Спутник» и В-541 «Спорт» всё-таки попадается деталь аналогичного назначения, только выполнена она в виде низкого «пенька»:
Определитель спортивных рам ХВЗ
С модели В-542 и В-301 в том месте установлен верхний кронштейн насоса, и хомут манеток упирается в него.

Кронштейны насоса.

На «спецзаказах» паяные кронштейны насоса не устанавливались. Иногда на фотографиях попадаются кронштейны на хомутах, совмещённые с креплением манеток и органайзерами тросиков:
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ

На всех рассматриваемых массовых шоссейных ХВЗ, от «Чемпиона» до постсоветского СШ — «Спорта», кронштейны насоса одинаковы, и держат насос под горизонтальной трубой. В отличие от дорожных и туринговых, задний кронштейн представляет собой вилочку. Дело в том, что стандартный насос ХВЗ шёл в комплекте и гоночных велосипедов, но для накачки шин-однотрубок с ниппелем «преста», имел специальный вкручиваемый наконечник-переходник вместо шланга. Вот для удержания насоса за этот наконечник и предназначена вилочка:
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ

На моделях В-33, В-34, В-37, В-39 и части В-541 паяных в раму кроншейнов насоса не наблюдается. В то время на турингах и дорожниках применялись кронштейны на хомутах, и хозяева самостоятельно могли установить насос на подседельную, или на наклонную трубу рамы.
Определитель спортивных рам ХВЗ

Однако на поздних В-541 «Спорт» появился один паяный кронштейн на фиттинге наклонной трубы у рулевой:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Второй кронштейн устанавливался на хомуте.

С начала 1970-х гг, с модели В-542 «Спорт» и В-301 «Спутник» и до конца выпуска, на все туринги ХВЗ устанавливались на пайку два кронштейна насоса на наклонную трубу:
Определитель спортивных рам ХВЗ


Кронштейны щитка цепи.

На некоторых экземплярах В-542 «Спорт» и В-301 «Спутник» (не на всех, и только примерно в 1974—1976 гг.) на раме имеются кронштейны для крепления щитка цепи:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Очевидно, предназначены они именно для «Спутника» с одной звездой спереди, но «по совместительству» попали и на некоторые В-542. На других моделях таких кронштейнов не замечено.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Определитель спортивных рам ХВЗ

Вилки.

Шток.
Вилки шоссейных велосипедов (как массовых, так и «спецзаказов») имеют баттированный шток: толщина его стенки в нижней части заметно больше, чем в верхней:
Определитель спортивных рам ХВЗ

При этом, глядя снизу, мы не видим торца трубы-штока: он прикрыт кольцевым выступом короны:
Определитель спортивных рам ХВЗ

В вилках турингов нижняя часть штока также усилена, но более простым способом — внутрь основной трубы впаяна усиливающая трубка. Трубка эта свёрнута из листа, стык её не заварен:
Определитель спортивных рам ХВЗ

При виде снизу торец штока открыт, и можно увидеть, что он как бы двухслойный — из основной и усиливающей трубок:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Также на снимках заметна разница в литье нижней части короны шоссеров и турингов.

Корона.
Подавляющее большинство спортивных вилок ХВЗ (кроме поздних «спецзаказов» и «туристов») имеет похожую корону:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Показанная на снимке корона характерна для всех массовых шоссейных моделей от «Чемпиона» до постсоветского «Спорта». Визуально такая же корона применялась и на остальных спортивных  ХВЗ примерно до 1985 г.

На «спецзаказы» В-552И такая корона ставилась примерно до 1985 года, т. е. когда они ещё назывались «Чемпион-Шоссе». Отличить такую «спецзаказовскую» вилку от масовой можно по усилителям на внутренней стороне ног у короны, и по заделке концов перьев у дропов. В отличие от массовых велосипедов, где концы оформлены в виде «пули», на СЗ они обрезаны:
Определитель спортивных рам ХВЗ Определитель спортивных рам ХВЗ

Позже, примерно с 1985 г. у «спецзаказа» появилась своя, узнаваемая корона вилки:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Вилки СЗ чаще других попадаются в хроме, причём часто — с завода. Иногда поверх хрома на вилке лежит заводская краска, оставляющая открытыми только концы перьев.

Во второй половине 80-х годов свою корону, непохожую на таковую у «Старт-Шоссе», получили и «туристы». Только в этом случае её упростили — лишили узора сбоку. Здесь есть про переход, который,вероятно, состоялся в первой половине 83 г: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 75#p226975
Определитель спортивных рам ХВЗ

Здесь также видны ещё особенности поздних «туристов»: уши для переднего багажника и простой дроп. О непростых дропах — ниже.


Кроме того, отливка короны турингов В-33 и В-34 несколько отличается https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 51#p256851

Перья.

Массовые шоссейные велосипеды, как уже говорилось в первом посте, отличаются по длине. До 76 года рамы были длинные, в 77–78 гг — «мутные», с 79 г — короткие. Соответствует рамам и вилка — на длинных устававливалась вилка с большим вылетом и более резким изгибом. Кроме того, у таких вилок больший рич тормоза:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Короткие рамы комплектовались вилками с меньшим вылетом, более плавным изгибом, и меньшим ричем:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Также всё непросто с перьями турингов.
Модели В-33, В-34, В-37, В-39 и В-541 имели тонкие изящные перья, выразительно выгнутые для получения нужного вылета:
Определитель спортивных рам ХВЗ

При этом расстояние между дропами В-33, В-34, В-37, В-39 90 мм, а В-541 — 100 мм. Это связано с тем, что на моделях попроще применялась обычная туринговая втулка (аналог дорожной, но под 36 спиц), а на В-541 — особая, по корпусу аналогичная «Чемпиону», но с цельной осью 8 мм.

В начале 70-х годов вилка «Туристов» (помним — это о всех турингах ХВЗ) стала грубее. Низ её перьев более толстый, и загнут вперёд не так изящно:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Что интересно, на В-542 разных годов попадаются оба типа вилок, и соответственно — втулок: изящная от В-541 под широкую втулку, и более грубая новая, под обычную узкую втулку. «Грубыми» перья просуществовали на вилках «Туристов» до конца.

Дропы.
Дропы шоссейных велосипедов — и массовых, и «спецзаказ» — имеют некоторый рельеф вокруг оси колеса. Сами дропы этих машин практически одинаковы:
Определитель спортивных рам ХВЗ

«Чемпион» В-551 — единственный из рассматриваемых велосипедов, чьи дропы не оснащены «ухом» под крыло (с завода img/ag ):
Определитель спортивных рам ХВЗ

Дропы турингов вырублены из листа и рельефа не имеют.
Ранние имели довольно большую площадь:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Примерно в середине 70-х гг дропы «Туристов» стали несколько меньше, и получили прорезь под ось в виде замочной скважины. В паре с фасонной гайкой, такое решение предохраняло колесо от выпадания при незатянутой гайке:
Определитель спортивных рам ХВЗ

К середине 80-х от этого решения отказались. Поздняя вилка «туристов» — с упрощёнными дропами, короной и ушками для багажника, уже показана выше.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Определитель спортивных рам ХВЗ

Авторам всех, использованных без спроса, фотографий — огромная благодарность.
Понятные фотки собирались по всему Интернету, но больше всего — на http://veloretro.ru . Хотя есть и наши, есть и из продажных объявлений.

Естественно, материал не претендует на исчерпывающую полноту. Мало того, что здесь не рассматриваются модели до 1960 года, нет трековых машин, так ещё и одна из моделей — В-541 — упоминается весьма бегло. Но она, как уже говорилось, достойна отдельной темы, уж очень много у неё вариантов.
https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=794





Вопросы, неточности, уточнения просьба размещать  в соседней теме https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=97

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Определитель спортивных рам ХВЗ

Несколько особняком стоят т.н. "мутные стартоны".
Это "Старт-Шоссе" 1977-1978 годов. Имеются некоторые сведения о начале выпуска модели в 1976 году.

Мутные стартоны выпускались в 77-78 годах после В-555 перед Олимпийкой. По узлам и железным мелочам соответствуют В-555, но имеют особые углы. По обвесу — олимпийкам и более поздним, постолимпийским  "Старт-Шоссе".
Номер модели 155-411 — такой же, как у постолимпийских стартонов (которые уже  обычной геометрии) до конца выпуска.

Мутные так называются из-за своей странной геометрии.
Все массовые шоссеры ХВЗ до мутных были длинными, а после — короткими, сохраняя все углы и принципы построения рам разного роста, различались лишь длиной задних перьев длинных и коротких рам, да вилками: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=1837#p1837
Определитель спортивных рам ХВЗ

Рамы разного роста просто имели разную высоту расположения горизонтальной трубы, сохраняя все продольные размеры, независимо от роста:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Подчёркиваю, как ДО мутных, так и ПОСЛЕ них.

А мутные стартоны при 56 росте имели такую же длину горизонтальной трубы, как и остальные модели, но при 58 росте горизонтальная труба уже длиннее:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Кроме того, мутные стартоны ниже других  — каретка находится ближе к дороге, имеет больший провис.
Мутные стартоны имеют более заваленные углы рамы — дальше от вертикали. Мутный показан красным, короткий — салатовым, рамы одинакового роста:
Определитель спортивных рам ХВЗ

Здесь цвета обратные img/ag :
Определитель спортивных рам ХВЗ


Ещё раз напоминаю, модели до и после мутного имеют одинаковые между собой, но отличные от мутного углы, провис каретки и принцип построения рам разного роста, различаясь между собой лишь длиной задних перьев и вилкой.

По обвесу мутные  примерно соответствуют олимпийкам и более поздним моделям.

Самый известный на форуме, победоносный мутный стартон принадлежит коллеге artem4ik19
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 116#p77116

Определитель спортивных рам ХВЗ

Артём хвалит эту модель за хорошую аэродинамику заниженной рамы — он, мол, в пелетоне сидит ниже всех. Однако лично у автора  вызывает вопросы геометрия рулевого управления из-за углов рамы и конфигурации вилки. .

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.