Тема: Определитель спортивных рам ХВЗ
Важно!
Эта тема закрыта для комментариев и вопросов. Не смогли установить модель? Требуется уточнение? Спросите в соседней теме (регистрация не нужна): https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=97
Материал охватывает спортивные модели ХВЗ примерно с 1960 года. Не забывайте сверяться с ещё одной соседней темой: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=26
"Старт-Шоссе" 1977-1978 годов выпуска посвящён отдельный пост: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 24#p124924
Трековые рамы в этой статье не рассматриваются.
«Спортом» может называться ЛЮБОЙ спортивный велосипед ХВЗ — от туринга до «спецзаказа»: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=83
«Туристом» в Сообществе принято часто называть любой туринг ХВЗ, независимо от надписи на раме «Спорт», «Турист», или «Спутник».
Модель ХВЗ В-541 «Спорт» условно рассматривается только последней серии, которая попадается чаще других. Вариациям этой интереснейшей модели посвящена отдельная тема https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=794
Москва-80 — это уникальный велосипед, которых построено чуть больше полусотни, все они наперечёт известны, и стоят многие тысячи долларов. И он не имеет отношения к ХВЗ. А «Старт-Шоссе» с деколями в честь Олимпиады клепали почти три года в обычном темпе завода. Соответственно — выпущено десятки тысяч штук. Во избежание конфузов, следует называть их «Старт-Шоссе» олимпийской серии, «олимпийка».
Про «Спецзаказы», и с чем их путают: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=560
Обмеры рам: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=492
Тормоза спортивных велосипедов ХВЗ: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 718#p39718
Также следует знать, что шоссейные рамы ХВЗ можно разделить по геометрии на длинные (до 76 г — В-551,552,553,555), короткие (с 79г) и т.н. «мутные» (77-78 г). Разница между длинными и короткими описана здесь: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=1837#p1837
«Мутные» имеют заниженную каретку и больший наклон рулевой по сравнению и с ранними, и с поздними выпусками. В случае 58 роста, горизонтальная труба «мутных» рам длиннее, чем на всех остальных шоссейниках ХВЗ (у которых горизонтальная труба одинакова, независимо от роста и года выпуска). https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 24#p124924
Признаки спортивной рамы.
Прямые нижние задние перья с проштамповками для шины и системы (на дорожных рамах перья чаще всего, изогнуты в виде лиры):
Наличие бонок для прокладки тросиков к заднему тормозу и переключателю (переключателям) передач. Может отсутствовать в полном объёме на «спецзаказе», где проводка организована навесными элементами на хомутах. Тем не менее, хотябы бонка у заднего переключателя припаяна к раме СЗ. На более простых моделях установлен весь комплект бонок.
Наличие «петуха» для крепления заднего переключателя передач. На очень древних турингах, например, на В-33, отсутствует!
Отверстие в верхнем заднем мостике, приспособленное для установки клещевого тормоза — т. е. по касательной к колесу (на дорожниках отверстие предназначено только для крыла, и просверлено по радиусу колеса)
Спортивные рамы делятся на следующие категории:
1. Туринги (жаргонное — «туристы») под марками «Турист», «Спутник», «Спорт».
2. Массовые шоссейные велосипеды под марками «Чемпион», «Харьков», «Старт-Шоссе», «Спорт».
3. Шоссейные велосипеды более высокого уровня (жаргонное — «спецзаказы») под марками «Чемпион-Шоссе», «Спорт», «VELOSUPER».
Во избежание путаницы, на эти названия следует обращать внимание в последнюю очередь. Особенно — на надпись «Спорт».
Год выпуска рассматриваемых моделей, как правило, выбит на дропе:
На очень старых, начала 1960-х гг, рамах турингов он может оказаться также на подседельном узле сверху, вот здесь:
Серийный номер рамы, можно сказать, для нас ничего не значит. Они не расшифрованы, у массовой «олимпийки» они двух- (иногда трёх ) значные, при этом часто дублируются.
Рама может оказаться странной. Не всегда модель рамы «по железу» соответствует своей окраске и комплектации. Попадаются переходные экземпляры, или экземпляры велосипедов, на изготовление которых пошли рамы из задела для другой модели.
Кроме того, не оскудевают земли наши умельцами. Для понимания, что можно сделать с рамой, имея всего лишь газосварочный пост:
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 470#p80470
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 91#p102191
Методика определения предлагается такая:
В каждом посте находим одну свою картинку, и читаем, к каким моделям она относится. По мере последовательного сравнения Вашей рамы с фотографиями из разных постов, лишнее будет отсеиваться, модель уточняться.
Например, по первому посту мы отделим шоссейные рамы от туристических, а в случае туристической — поймём примерное десятилетие её выпуска. Причём сможем сравнить с годом на дропе, или уточнить его при неразборчивом оттиске.
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.