(13-06-2019 20:14:57 отредактировано mk011)

Тема: Салют и остальные

Попробую вести здесь дневник по примеру признанных монстров, освещая по необходимости в основном технические вопросы.

В первом сообщении — набор ссылок, чтобы искать было сподручнее.

Про Салют:
создание:
    каретка,
    колёса,
    руль.
— эксплуатация (годы):
    2015;
    2016;
    2017;
    2018.

Синий АнтиАлкоШоссер;
Ашанбайк;

Школьник:
начало;
модернизация.

Рыжий Шульц;

Орлёнок.

Про металлообработку.

Как подобрать спицы.

Как измерить ERD обода.

Как разогнуть тормозную ручку ХВЗ от барана для использования с дорожным рулём.

Как протягивать спицы при сборке колеса.

Как сделать упор для тросика.

(25-03-2020 19:10:14 отредактировано mk011)

Re: Салют и остальные

Начнём рассказ о Первой Любви (это не Срок, а Место): Салют, восстановленный из состояния "дрова".

Spoiler

До сих пор предпочитаю этот велосипед как разгонный для небольших поездок по городу: как сажусь в седло — теплеет на душе, а педали, считай, крутятся сами. Наверное, это — судьба. Намедни пообщался с первой хозяйкой (которая уже стала мамой двух очаровательных ребятишек), что мне его подарила будучи подростком как заготовку — были сплошные эмоции.

Исходной задачей было получить велосипед, который можно уместить в лифт для повседневной эксплуатации ребёнком.

Достался он мне в 2007 году с полуоторванным дропаутом, прокручивавшейся задней втулкой, сдутыми колёсами, рваным сидением и гнутым валом каретки. Я его восстановил в эксплуатационное состояние: дропаут полуавтоматом заварил знакомый в гараже (очень качественно!), втулки и рулевую перебрал, заменил одну камеру. Колёса перебирать не стал, только обода поправил ногами и киянкой, да спицы подтянул, убрав явные ужасы, несмотря на то, что заднее было заспицовано без перехлёста спиц. Поставил другой руль с регулируемым выносом по личному удобству.

Отдельная история была с кареткой.

Новый вал нашёл с большим трудом, отобрав с помощью надфиля "лучший из худших". По наследству получил Чемпион на туристовских колёсах в ещё худшем состоянии, взял с него систему, оставил одну большую звезду — стало 51/19. Решил поставить импортные складные педали. Попробовал перерезать резьбу на левом шатуне — сломал импортный метчик. Ладно, выписал из Великобритании новые правые, а левые мне сделали под заказ в инструменталке, заодно поправив сломанный. Оказалось, что перерезать стартоновские шатуны нужно обязательно с охлаждением — закусывает именно нагретый метчик.

Подробности

Грамотный конструктор, к которому обратился за консультацией, порекомендовал увеличить диаметр отверстия в шатуне на 0.05 мм, что и было проделано на электроэррозионном станке. При последующих попытках было замечено, что метчик при избытке дури сильно нагревается и именно тогда закусывает. Грамотные перерывы в работе позволили довести процесс до конца на обоих шатунах, а правый так вообще оказался не таким злым.

Правый шатун оказался гораздо более мягким. Собрал систему — для выдерживания линии цепи пришлось поставить проставки между лапкой и звездой аж в 12 мм, сдвигая звезду ближе к раме.

Поставил китайский передний клещевой тормоз "для порядку" — остановить велосипед им было весьма проблематично из-за не совсем ровного обода. Катался, в том числе и с мелким в кресле, до 2014 года, пока не нашёл на помойке синий шоссер Merida Road Race после аварии. Последний восстановил, прохватил ... и понял, что жизнь и велосипеды нужно изменить.

Во-первых, большой ребёнок планировал ездить на учёбу. Местность у нас весьма гористая — без передач, увы, не обойтись. Под это дело ещё в 2012 году было заказано колесо 24" с планетаркой S3C, чтобы "поставил и забыл". Но из-за непредвиденных логистических проблем мы с этим колесом оказались разлучены на несколько тысяч км, а подержать его в руках оказалось возможным только через год, да и то в разобранном виде. Оказалось что оно, хотя и комплектное в неплохом состоянии, но — с B.S.D. (посадочным диаметром) 547 мм, с одной оборванный спицей и 28 отверстиями. После некоторых попыток его восстановить обнаружилось, что данные ниппеля к данным спицам не совсем подходят, при старой сборке был применён какой-то резьбовой герметик типа "цапонлак", обод ржавый ...в общем я решил собрать новое колесо на 507 мм.

Попытка придумать спицевой набор 28-36, даже со сверлением дополнительных отверстий во фланце втулки не удалась — результат меня не устраивал из-за сильной разности получавшегося после сборки натяжения спиц (более 50%). Стал смотреть обода на 28 дыр — только от 26". И тут случайно увидел посты МногоГлубокоУважаемого kisa'ы про его Салюты на 559 ободах.

"Деньги есть — ума не надо": пошёл в магазин и купил обод Mavic 317 на 28 отверстий, а потом в комплект в нему 117 на 36 для передней втулки. К тому времени необходимость нормального переднего тормоза была уже осознанна после изучения отзывов о втулках S3C, которые не тормозят на 3-ей передаче (да и на остальных — не сильно лучше). Выбрал Шимановскую динамовтулку и роллерный тормоз IM-BR40F. Купил зимой покрышки Kenda K-1053 Kwick Trax 40(1,5")-559, по факту оказавшиеся шириной 35 мм — единственное что в нашей деревне было доступно из относительно узких несликов. Некоторой неприятной проблемой оказалось найти узкие камеры под автонипель. Собрал колёса. К этому времени устал менять клинья для правого шатуна, и вал в каретке опять оказался гнутым.

(02-03-2018 21:23:11 отредактировано mk011)

Re: Салют и остальные

Захотел решить проблемы кардинально.

На руках была система от шоссера, заменённая на Shimano 105. Выписал из буржуиндии кареточный стакан, который, кстати, оказался длиннее требуемых 68 мм — обрезал на токарном станке, так как в требованиях к каретке, например, у Race Face указаны размеры трубы 68 +-0,25 мм. Достал из Закромов Родины водочный аппарат Мультиплаз-2500М и попробовал припаять латунью два уголка друг к другу. Результат не впечатлил. Пошёл на поклон к стеклодувам. Те отказались: "Припой зальёт резьбу!". Сходил к аргоносварщику. "Тащи!" — грит: "Только метчики для резьб не забудь! И работы у меня сейчас много (это была правда), когда-нибудь сделаю". Ну с метчиками и дурак сможет — были и метчики, и заглушки .. в общем купил палку припоя аналога ПСР-40, ортофосфорной кислоты и попробовал пропаять нижний мостик. Получилось. Собрался с духом и впаял кареточную трубу.

Результат (после покраски):

Салют и остальные

Салют и остальные

Салют и остальные

Это наглядная демонстрация того как делать не надо. Резьбовые пробки еле выкрутил — припой всё-таки попал на резьбу.

Правильный способ такой:
1. Обрезаем родной кареточный стакан шириной 70 мм чем угодно: болгаркой, напильником, точилом (особая точность и параллельность не нужна) — по 2 мм с обоих сторон так, чтобы он стал 66 мм.
2. Вставляем заготовленную трубу и делаем наружный шов, а не внутренний, как у меня.

Далее установил колёса, рассчитал линию цепи по задней втулке, снял с системы одну звезду, определил место — родные бонки 8,5 мм требовалось на 1,5 мм точить. Но у меня были запасные 5,5 мм, поэтому пока вкрутил их. Поставил переключатель, протянул тросик. Упор для рубашки пока сделал из обычного наконечника для троса и старого тормозного хомута. Результат:

Салют и остальные

Салют и остальные

Салют и остальные

Салют и остальные

Re: Салют и остальные

Добро пожаловать в стаю! Я так понимаю, что Салют это ещё не все Ваши велосипеды? Ждём продолжения img/bs

Люблю велосипеды

(04-03-2018 22:21:05 отредактировано mk011)

Re: Салют и остальные

Родную переднюю вилку по совету Уважаемого HENK'а разогнул руками и ногами с OLD 90 до 100 мм, посадочные места под ось расточил напильником с 8 до 9 мм. Роллерный тормоз встал идеально, крепление рычага — шарнирный хомут от гидравлических систем из нержавейки.

Тормозную ручку поставил от V-break'ов, но тормозить получается. К сожалению, после нескольких циклов снять-поставить стяжной стальной винт (да ещё с резьбовым герметиком) начисто съел резьбу в глухом отверстии. Пришлось сделать отверстие сквозным, раззенковать и использовать винт впотай из нержавейки.

Салют и остальные

Уплотнение нижнего подшипника рулевой подсказано Уважаемым Пафнутием:

Салют и остальные

(03-03-2018 18:32:04 отредактировано mk011)

Re: Салют и остальные

Henk, спасибо img/br! В рассказе про Салют спойлер есть, из которого ясна причина такого долгого повествования. Велосипед, конечно, не один.

Что получилось (вид спереди):

Салют и остальные

Салют и остальные

UPD 2016: на велосипед встал складной руль, что позволяет запихнуть его в багажник автомобиля или поставить в узком проходе на работе без неудобств для коллег и применения гаечных ключей. При выборе конструкции отказался от любых вариантов с пластиковыми частями (чёрного цвета), которые встречаются более часто и стоят несколько дешевле. Конструкция несколько несовершенная — гайка, скрепляющая половинки руля от вибрации самоотворачивается — но я уже автоматически её затягиваю перед началом движения. Надоест — сделаю контровку.

Салют и остальные

Салют и остальные

UPD 2017: складной руль даже полностью из металла оказался не очень прочный:

Салют и остальные

Салют и остальные

Салют и остальные

Попробовал заварить:

Салют и остальные

Салют и остальные

— хватило на две недели. Нужно было заваривать с надетой стяжной гайкой. Сделал вставку из дюраля внатяг и заварил поосновательней — хватило на два месяца:

Салют и остальные

Салют и остальные

Пока думаю, что делать. Руль поставил от другого проекта:

Салют и остальные

Салют и остальные

Салют и остальные

Салют и остальные

(03-03-2018 09:11:36 отредактировано mk011)

Re: Салют и остальные

Весь 2015 год вел потихоньку начал возить меня на работу 3.5 км в один конец со звёздами 51/19. По дороге есть две горки: одна просто длинная метров 600 с наклоном около 11%, другая длиной менее 100 метров, зато имеет уклон в 8° (не процентов) — зимой в неё не всякая переднеприводная машина въезжает (в 2016 году её сделали односторонней как раз на подъём img/ai). Если в первую я после пары недель и с подкачанной филейной частью забирался на первой передаче почти не вставая с педалей, то во вторую смог въехать только через месяц каждодневных тренировок. Поэтому было принято решение переодеть его в шины 1,25"(32)-559 той же модели Kenda К-1053 с давлением 6 бар. Это резкоположительным образом сказалось на поведении Салюта — как будто добавили ещё одну передачу. Цепь сразу отправилась в парафин.

(08-05-2018 10:13:27 отредактировано mk011)

Re: Салют и остальные

В разгар сезона 2016г разъездной Салют запросил ремонта: появился люфт в правой складной педали типа VP-F50. Разбирается она элементарно, если подцепить ножом или шилом крышку с внешней стороны. В подшипниках оказалось по 8 шариков 4 мм. Ось годная. Расстояние между подшипниками достаточно мало, поэтому педаль собрал на россыпи. Нужно по 11 шариков. С внутренней стороны оси никакого уплотнения нет — намотал ФУМ ленту.

С новыми шариками 4 мм у нас приключился временный локальный дефицит, а извлечённые из старых подшипников этой педали рассыпались на три размерные группы: одна с внешней стороны и ещё две с внутренней по 2 шарика. Попытка подобрать шарики из велосипедных подшипников от рулевых колонок видна на фото ниже — нужного кол-ва одной размерной группы никак не получилось. Пришлось купить и разобрать 27-х подшипников 5 штук, в которых по 7 нужных шариков. Из них получилось, кстати, три размерные группы (в пределах одного подшипника — одна), но, к счастью, шарики из трех подшипника уложились в одну.

Салют и остальные

Под эту лавочку решил заменить систему на Shimano Nexus NX75 с шатунами 170 мм и звездой 38T из загашника. Но маленькой ведомой звезды не нашлось, поэтому поставил "из магазина" за 10 руб. Её хватило примерно на месяц, после чего на подъёме в вышеупомянутую крутую горку срезало шлицы. Коллега nakeis, спасибо ему, вовремя подогнал звезду от планетарки Shimano.

После "сезона дождей" цепь опять попросила парафина. Пробег около 300 км.

Салют успешно использовался каждый рабочий день как разгонный вел для поездок на работу 3,5 км в один конец и разъездов по городу в пределах 20 км на круг. Замена покрышек с 35 до 32 мм и контроль давления в 6 атм (реальная ширина на ободах посадочным 17 мм равна 33,5 м) радикально сказались на поведении велосипеда — он разгонятся до крейсерской скорости 17 км/ч за 2-3 оборота педалей (вместо 6-10), что делает нужной 1-ую передачу только в очень злую горку (к сожалению, их есть у нас). 3-я передача есть вещь в себе и используется только на длинных прямых чтобы автовладельцы не волновались или на спусках в поездках за реку.

Старые покрышки Kenda K-1053 Kwick Trax 26x1.5 (559x35) окончательно ушли на Ашанбайк. Его Schwalbe Land Cruiser, прекрасные для велопоходов, оказались не очень пригодными к городским условиям — ребёнок, эксплуатирующий велосипед, пару раз навернулся, заезжая на пологий бордюр в сухую погоду. Да и легче они грамм на 100, наверное. Вопреки написанному, узкая 32-ая K-1053 не содержит сколько-нибудь ощутимый антипрокольный слой. Два дня подряд утром колесо было на ободе. Наконец собрался с духом, снял колесо и засунул камеру в ведро — ага, попалась! Крохотная дырка, а в покрышке — едва ощутимая пальцем шероховатость. Исследовал попристальней — нашёл крохотный стеклянный осколок. На одной покрышке я порезал боковину непонятно где. Держат дорогу они вполне прилично, хотя в дождь на плитке у трамвайных путей год назад я успешно шлёпнулся на относительно небольшой скорости в повороте — бок болел 3 месяца.

Совершенно необходимой была замена переднего тормоза. Один из удобных маршрутов за реку пролегал по горке, которую в нашей деревне называют Антисекс. Вверх по ней я с велом могу взбираться пешком только с большим трудом, хотя местные велофанаты в неё на контактах въезжают. Вниз же эффективности 41-го роллерного тормоза оказалось недостаточно, поэтому заменил на 80-ый.

После замены руля на раскладной и установки обычного выноса и грипсов с рогами поездил несколько месяцев и понял, что Салют изначально предполагает высокую посадку — крутить педали мне оказалось легче, немного разогнувшись в спине. Поэтому поставил более высокий вынос.

К концу сезона в педали опять люфт — раскручивается контргайка, а цепь снова нуждается в смазке. Парафинить приходилось раз в полтора месяца или после сильного дождя, что наступало первым.

(01-02-2019 13:22:30 отредактировано mk011)

Re: Салют и остальные

2017 год начался подготовкой к ежегодному мероприятию. Ревизия показала, что опять возник люфт в правой педали. Поставил запасную.

Нашлось время, посмотрел педаль:

Салют и остальные

При разборке увидел металлические чешуйки в смазке. Источником их оказалась внешняя чашка, которая была очень твёрдая и стала крошиться. Демонтировать её целой не удалось, так что одна дорога — модернизация по способу Уважаемого Maxim_Sed'а. Посадочное место в пластике — 21 мм, т.е. подшипник 6900RS должен подойти после фрезерных работ по пластику. Резьба на оси 5/16"x24tpi. Ось довольно мягкая.

Примерно через две недели левая педаль сказал "кряк" — обломалась ось у начала резьбы. Сама судьбы переделывать обе педали. Катался на запасных.

Также не выдержал складной руль — переломилась правая половина аккурат по отверстию. Сходил к аргонщикам, заварил — но забыл одеть при сварке накидную гайку, скрепляющую обе половины. Пришлось напильником сточить немного шов. Увы, хватило только на две недели. Сделал внутрь вставку из дюраля внатяг, заварил опять — хватило на два месяца.  Правая половинка руля нагружена сильнее, на ней тормозная ручка висит. Поставил пока складную бабочку от другого проекта.

Хотелось бы совета. Наши конструкторы с  задумчивостью чешут затылки и намекают на невозможность ремонта этой конструкции. На вопросы про пайку алюминия они ответа не дают. Разлом был только по металлу шва:

Салют и остальные

Салют и остальные

металл трубы и вставки при сварке не плавился. Пытался было сказать сварщику про разделку фасок — тот отмахнулся, типа металл всё равно тонкий.

Мелкий ребёнок в 2017/2018 учебном году сменил место тренировок — из соседней школы секция перенесла удобные по времени занятия за 4 км. Сам он крутить педали иногда ленился, да и гонять его в плохую погоду рука не поднималась (про "возить на авто" речи даже нет из-за адских пробок при возвращении домой). Приходилось сажать чудовище на багажник. Но растущий организм однажды заявил про непредусмотренные конструкцией перемещения. Визуальный осмотр показал отлом одной вертикальной стойки. Поставил китайский хромированный багажник вроде как на 26". Без переделок он на штатные места не крепился, но коллеги на работе помогли нагреть металл крепежных частей до нужной температуры. Сверлильный станок довершил начатое.

Пробеги стали такие, что парафинить цепь приходилось раз в две недели. Пора заводить вторую сменную img/bk .

Re: Салют и остальные

mk011 пишет:

Сделал внутрь вставку из дюраля внатяг

Не надо было варить — дюраль не варится, надо было попробовать вклеить — или эпоксидкой или клеем БФ. Я так чинил складную детскую коляску-"трость" для своей племянницы — тоже алюминиевые трубки ломались по отверстиям, вставлял в них вкладыши тоже из дюраля на эпоксидке, получалось вполне хорошо.

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Салют и остальные

Может лучше использовать складной вынос, а не руль?
Например: http://velo1000.ru/index.php/component/ … 350-detail

(03-03-2018 21:26:19 отредактировано mk011)

Re: Салют и остальные

Kochegar, наши кудесники дюраль успешно сваривают. Эпоксидки в руле боюсь, попробую всё же пайку. Детскую коляску я тоже чинил вставками и сваркой (для дюраля её делают точками). Но там нагрузки не такие — нет моментов порядка 75 Нм.

Oldtimer, я сомневаюсь в таких конструкциях на вынос 22 мм. Всё надёжное, что видел на складных велосипедах — гораздо массивнее.

Фото разрушения добавил:

Салют и остальные

Салют и остальные

(04-03-2018 22:27:20 отредактировано mk011)

Re: Салют и остальные

Следующий вел, на котором получается кататься — Синий АнтиАлкоШоссер. При рождении он был Merida Road Race 880 2008 года издания. В апреле 2014 года, проходя по дороге с работы домой, увидел его симпатичную заднюю половину, торчащую из помойки. Глазки загорелись, руки дёрнулись ... и на свет извлеклась жертва серьёзной аварии с разрушенными передним колесом и вилкой, протёртым с одной стороны седлом, следами автопокрышки на наклонной трубе. Следов крови не было. Привлекло то, что вел был полностью комплектным, хотя и покрытым толстым слоем пыли.

Вилку и новый многоразовый якорь выписал с ebay, проставочных колец купил горсть на 100 руб в местном Инет-лабазе, обод и спицы — самые дешёвые, крылья — с рук. Седло перетянул знакомый портной по коже. Пришлось купить ещё две шоссейных камеры — у одной родной быстро вырвался ниппель+запасная. Общий бюджет восстановления — не более 6 000 руб при тогдашнем курсе. На простом переднем научился собирать колёса, сделал станок и прикупил кое-какой инструмент.

Сел попробовать первый раз после сборки. Два оборота педалей — и давно позабытый с детства свист в ушах. Легко заехал в горку с перепадом высот 20х200м, где зимой не всякая переднеприводная машина доберётся до верха. Полный вес того, что на фото — около 11 кг. Но оказалось, что аппарат этот не для наших дорог, езда даже по мелком неровностям как минимум некомфортна — всё как kisa описывает для алюмовелов. Пробовал ездить на нём на работу — выигрыш по сравнению с бегом получился жалких 2 минуты. Так что используется только для велопробегов и поднятия настроения.

Салют и остальные

АнтиАлкоШоссером данный аппарат наречён после поездки на ежегодное деревенское мероприятие в 2017 году (тут типа отчёт). Оно состоялось относительно поздно, 21.05.2017, а 20 мая в тесной, но дружной компании было отпраздновано 30-летие окончания школы. На регистрацию ДМ мы с большим ребёнком, как всегда, немного опаздывали. Но решили узнать, на что способны, и потратили всего 10 минут на 4 км, за которые трясучий и скоростной аппарат полностью убрал из организма следы предшествующих возлияний.

Re: Салют и остальные

mk011 пишет:

Но там нагрузки не такие — нет моментов порядка 75 Нм.

Там отламывалось из-за того что ручки коляски были почти что на одной вертикали с ее задними колесами только немного отступая назад. А у моей двоюродной сестры (которая мать племянницы) была привычка вместо того чтобы перед бордюром развернуться на 180 и втянуть коляску за собой — толкать ее вперед и налегала всем своим весом сверху вниз на ручки коляски чтобы поднять передние колеса для заезда на бордюр. Очень странно что при такой методе трубки толщиной с палец не сломались в первый же день.

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Салют и остальные

mk011, Вместо руля складного можно попробовать использовать поворотный. Дело будет за малым — найти вынос от складного велосипеда ММВЗ. Руль повёрнут

Салют и остальные

Вынос крупным планом (Хоть это и аналог скорее всего)
Салют и остальные

"Ненавижу, когда все шагают в ногу одинаково стриженые, одинаково одетые, с одинаковыми мыслями в одинаково пустых головах" © Кий.