Тема: Сварка и пайка. Технологии изготовления и ремонта стальных рам
Рихтовка погнутых труб рамы https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=3222#p3222 (кто не поймёт первых постов по-украински, гугл-транслейт включается справа вверху)
Тюнинг велосипедной рамы https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=376
Изменение геометрии рам https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=257
Малярка https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=187
Здесь говорим только о технологиях, приёмах и материалах для сварки и пайки твёрдым припоями.
Ссылки внутрь темы:
Как я выбираю припой:
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 122#p92122
Разовые работы для себя МАРР (МАФ) газом: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 30#p247030
Интересно! Рамы в разрезе:
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 87#p259187
С завидной регулярностью у коллег возникают вопросы по ремонту покалеченых рам или небольшим доработкам, вроде установки бонок. Попробуем разобраться на популярном практическом уровне, не углубляясь в околонаучные дебри.
Сразу отбросим разного рода эпоксидные, полиэфирные и т.п. материалы — стеклопластик и "холодную сварку", как не вполне надёжные (или вполне ненадёжные), некошерные и не относящиеся к теме.
Для получения неразъёмных соединений в нашем случае существует две основных технологии : сварка и пайка твёрдым припоем.
Сварка
Смысл сварного соединения в том, что края сопрягаемых деталей прогреваются до температуры плавления (для стали это около 1500°С), туда же вводится присадочный материал, как правило, близкий к свариваемому, который тоже плавится. Всё это сплавляется воедино, и после остывания превращается в монолит.
Электродуговая сварка знакома нам, в основном, как ручная электродная (переменного или постоянного тока) и полуавтомат. Реже удаётся воспользоваться сваркой в среде инертного газа — как правило, аргона. Высокая температура получается за счёт горения электрической дуги. Тонкости для нас с вами не имеют большого значения, более важен результат.
Ручная дуговая сварка переменного тока (просто транформатор с проводами) — наиболее доступная, но и самая грубая из всех. Без навыка сложно получить качественный и красивый шов (особенно на мелких и тонких деталях), зона прогрева вокруг шва максимальная. Шов требует последующей механической обработки.
То же, постоянного тока (трансформатор дополнен выпрямителем) позволяет сделать шов более ровным, не таким "бурлящим". Применяя специальные электроды, можно сваривать нержавеющую сталь и другие металлы, недоступные сварке переменного тока.
Полуавтомат, как правило, работает на постоянном токе. Вместо подаваемого вручную электрода используется специальная проволока, которая подается электродвигателем. Отличается от ручной электродной сварки ещё тем, что вместо плавящейся обмазки на электроде (которую потом приходится удалять со шва), место сварки защищено от воздействия воздуха подающимся туда углекислым газом. Шов получается более качественным и аккуратным. При известном навыке может даже не требовать зачистки. Зона прогрева свариваемых деталей несколько меньше, чем при ручной электродной сварке.
Сварка в среде инертного газа (аргона) отличается тем, что электрическая дуга получается от восльфрамового неплавящегося электрода, а плавящаяся присадка вводится в дугу отдельно. Это напоминает газовую сварку, только высокую температуру обеспечивает электрическая дуга, а не пламя. Место сварки защищено от атмосферы аргоном. Шов получается максимально качественным и аккуратным. Зона прогрева свариваемого металла минимальна. Этот способ позволяет сваривать некоторые легированные а так же нержавеющую сталь (соответствующими присадками).
Газовая сварка. Края деталей и присадка плавятся при помощи горелки, работающей на смеси газа (пропан, ацетилен, МАФ- или МАРР-газ) с кислородом. Когда-то ограниченно применялась на некоторых велозаводах, но сейчас не рекомендуется даже для ремонта не очень нужных рам. Да и смысла нет — её с успехом заменяет пайка и электросварка.
Пайка твёрдыми припоями.
Твёрдыми припоями условно считают составы, температура плавления которых превышает 500°С. Т.е. пайка оловом (точнее, оловянно-свинцовым припоем, ПОС) сюда не относится. Да и прочность ПОС для наших целей, как правило, недостаточна. В отличие от сварки, при пайке сопрягаемые детали прогреваются до значительно меньшей температуры, чем их температура плавления, только до температуры плавления припоя.
Для нагрева обычно используют газовые горелки. Как правило, они работают на пропане. В качестве окислителя используется подсасываемый эжекцией атмосферный воздух (пропан-воздушная горелка) или кислород из баллона (пропан-кислородная). Для повышения температуры в зоне пайки применяют различные экраны-пламеотражатели, это снижает потребную мощность горелки.
Т.н. "дихлофосные" горелки для серьёзных работ не годятся. Их едва хватает, чтобы спаять мелкие детали, или сдуть с рамы бонку. И то, если бонка на серебряном припое. Причём нормально припаять назад эту бонку не удаётся из-за невозможности прогреть трубу рамы.
Пропановая шланговая горелка, в принципе, близка по мощности к "дихлофосной", только питается от баллона. Однако, если питать её МАФ — газом (МАРР — gas), то ею возможно с мучениями припаять дропы или мелкие бонки. К тонким трубам. Только серебром. Как правильно паять МАРР газом https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 30#p247030
Газосварочный пост пропан-кислород позволяет выполнять любые паяльные работы по раме любыми припоями.
Припои
ПРИПОЙ НЕ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ ФОСФОРА!
Не залезая в премудрости, назову целевые припои, которые нам с вами больше всего подходят, их температуру павления и применяемость.
Латунь Л62, 905°С , дорожные, складные и детские рамы.
Латунь Л68, 938°С , дорожные, складные и детские рамы.
Серебряный припой ПСР-10, 822-850°С , любые массовые рамы уровня до "Старт-Шоссе" включительно, мелкие детали любых рам с небольшой поверхностью для пайки, например бонки.
Серебряный припой ПСР-40, 590-610°С , любые рамы, в т. ч. спортивные высокого уровня, мелкие детали любых рам с небольшой поверхностью для пайки, например бонки, ответственные детали любых рам.
Импортные серебряные припои могут несколько отличаться от советских по составу, в этом случае ориентируемся по процентному содержанию серебра — на него указывает цифра в маркировке.
Серебряные припои дóроги, однако у них есть два важных преимущества перед латунями: значительно ниже температура плавления (что предохраняет металл от ряда неприятностей) и сам шов получается более прочным. Как видим, припои с незначительно отличающимися цифрами на маркировке имеют серьёзную разницу в температуре плавления — на это нужно обращать внимание и выбирать более легкоплавкий, по возможности. При пайке металл нужно нагревать только до той степени, когда припой плавится и свободно затекает в шов — не более. Ну и естественно, желательно чётко знать марку применяемого припоя — "хороший", "латунь", "с танкового завода вынесли" и т. д. — это не марки припоя. Ошибка может стоить дорого: латунь Л96, например, имееет температуру плавления 1070°С, а для некоторых даже недорогих рам (В-541, В-542) это уже совсем плохо.
Вообще, велосипеды типа "Турист" лучше паять припоем ПСР-10 (об этом ниже). Другие припои (например, медно-фосфорные) применять для велосипедов нежелательно — шов может потрескаться при остывании, получиться хрупким после и т. п.
Следует также помнить, что абсолютно безопасная для любой стали температура — до 768°С, дальше начинаются структурные изменения (правда, обратимые), причём при прогреве до температуры плавления, их поисходит несколько.
↓Продолжение↓
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.